Содержание статьи
    Также по теме

    ДЕЛАКРУА, ФЕРДИНАН ВИКТОР ЭЖЕН

    ДЕЛАКРУА, ФЕРДИНАН ВИКТОР ЭЖЕН (Delacroix, Ferdinand Victor Eugéne) (1798–1863), французский живописец. Родился в Шарантон-Сен-Морис, близ Парижа, 26 апреля 1798. Для его живописи характерны выбор героических сюжетов (например, картина Свобода на баррикадах: 28 июля 1830).

    Романтическое искусство Делакруа представляет собой полную противоположность живописи Жака Луи Давида и его последователей, один из которых, Пьер Нарсис Герен, был учителем Делакруа. Первая его большая работа, Данте и Вергилий, выставленная на Салоне 1822, поразила Герена мрачностью и резкостью густых теней, а один из консервативных критиков назвал полотно Резня на Хиосе, выставленное в 1824, расправой над живописью. Однако обе картины были с восторгом встречены противниками школы Давида; перепалка критиков только упрочила славу Делакруа.

    Художник был большим ценителем искусства английских пейзажистов: Дж.Констебла, Дж.Тернера и Р.Бонингтона. Следуя примеру Теодора Жерико, он в 1825 отправился в Лондон изучать картины этих мастеров. Когда в 1824 картина Констебла Телега для сена была представлена на предварительном показе накануне открытия парижского Cалона, она произвела на Делакруа столь сильное впечатление, что он за один день переписал фон в своей картине Резня на Хиосе. Несколько портретов, написанных Делакруа в те же годы, отличаются прозрачностью тонов и изяществом, напоминающим произведения Гейнсборо.

    Увлечение французских художников экзотическими восточными сюжетами, возникшее под влиянием египетских походов Наполеона, а затем возобновившееся во время греческой войны за независимость, нашла отражение и в работах Делакруа. Многие сюжеты его картин заимствованы из поэзии Байрона, в том числе Смерть Сарданапала (1827, Лувр) и Греция на развалинах Миссолунги (1826, Бордо, Музей изящных искусств). Другие мотивы связаны с произведениями В.Скотта, например Похищение Ребекки и Взятие крестоносцами Константинополя (1840–1841, Лувр). В 1832 художник совершил путешествие в Марокко. По приезде на основе сделанных во время этой поездки набросков и дневниковых записей он написал картины Алжирские женщины (1833–1834) и Еврейская свадьба в Марокко (1839, обе – в Лувре). Делакруа никогда не прекращал исследования проблем цвета как в теории, так и на практике, и заложил основы импрессионистической живописи. Умер Делакруа в Париже 13 августа 1863.

    Росписи, выполненные художником в Бурбонском (1833–1847) и Люксембургском дворцах (1845–1847), а также в церкви Сен Сюльпис (1849–1861) в Париже, входят в число наиболее известных его произведений. Большинство картин Делакруа находятся в Лувре.

     ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. РЕЗНЯ НА ХИОСЕ     IGDA/G. Dagli Orti  ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. АВТОПОРТРЕТ    IGDA/Louvre   ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. СИРОТА НА КЛАДБИЩЕ. 1824, Лувр, Париж

    Литература

    Делакруа. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. М., 1960
    Дневник Делакруа, тт. 1–2. М., 1961
    Гастев А.А. Делакруа. М., 1966
    Жюллиан Ф. Эжен Делакруа. М., 1986