Содержание статьи
    Также по теме

    ДЕЙНЕКА, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

    ДЕЙНЕКА, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899–1969), русский художник. Родился в Курске 8 (20) мая 1899 в семье железнодорожного рабочего. Учился в Харьковском художественном училище (1915–1917), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. Продолжил учебу в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920–1925); среди наставников особое влияние на него оказал В.А.Фаворский. Испытал также влияние Ф.Ходлера и мастеров немецкого экспрессионизма. В 1925 стал одним из учредителей «Общества станковистов» (ОСТ). Жил в Москве.

    Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923); в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов; революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же; некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935).

    Особо динамичные ракурсы вводятся в мотивах авиаполета, нашедших воплощение в шедевре монументального искусства тех лет – мозаиках плафонов станции метро «Маяковская» (1938–1939). Батальные полотна Дейнеки (Оборона Севастополя, 1942; Сбитый ас, 1943; обе работы – Русский музей) по-своему уникальны тем, что и немцы представлены здесь как пусть обреченные, но герои, а не жалкие «фрицы». В послевоенные годы мастер плодотворно работал как станковист и монументалист (за мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959–1960, он был удостоен Ленинской премии 1964).

    Дейнека преподавал в различных вузах (Вхутемас и др.) еще с 1920-х годов, именно в этот период он пользуется максимальным авторитетом у молодежи; энергия его стиля во многом способствует сложению умеренно-оппозиционного «сурового стиля». Вице-президент Академии художеств в 1962–1966, Герой Социалистического Труда (1969). Умер Дейнека в Москве 12 июня 1969.

    См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

          АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА. МАТЬ. 1932. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

    Литература

    Сысоев В.П. А.А.Дейнека, тт. 1–2. М., 1989
    А.А.Дейнека. Личность, творчество, эпоха. Курск, 1999