Содержание статьи
    Также по теме

    ДОНАТЕЛЛО

    ДОНАТЕЛЛО (Donatello) – великий итальянский скульптор, основатель скульптуры эпохи Возрождения, новатор искусства своего времени.

    Донато ди Никколо ди Бетто Барди, прозванный Донателло (уменьшительное имя), родился в 1386 во Флоренции, был сыном ремесленника, чесальщика шерсти. Неизвестно у кого он учился, но, вероятно, он начал трудиться в мастерских, ведущих работы над украшением Собора Санта Мария дель Фьоре. Тогда он сблизился с Филиппо Брунеллески (1377–1446), с которым его связывала дальнейшая близкая дружба. В 1404–1407 Донателло работал помощником в мастерской Лоренцо Гиберти (1378–1455), принимая участие в выполнении северных дверей баптистерия Собора.

    Созданная Донателло Мраморная скульптура Давида (1408–1409, Национальный музей, Флоренция) показывает юношу в момент победы над Голиафом. Хотя в трактовке образа автор опирается на античные традиции, но еще прослеживается довольно сильное влияние средневекового готического искусства. В 1416 статуя была куплена синьорией, в 18 в. оказалась в Уффици, а в конце 19 в. – в Национальном музее.

    ДОНАТЕЛЛО. ДАВИД. Бронза. 1430. Музей скульптуры и прикладного искусства Барджелло, Флоренция. IGDA/G. Nimatallah

    В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Луки, гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле, исполненную для одной из наружных ниш церкви. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Он использовал т.н. хиазм который знали скульпторы античных времен, но который был забыт в эпоху средневековья. Хиазм – это постановка тела, при которой вся тяжесть тела приходится на одну ногу, а другая слегка отставлена в сторону и согнута в колене. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения.

    Евангелист Иоанн, покровитель цеха шерстяников – одна из скульптур Донателло, созданная им для украшения фасада Собора Санта Мария дель Фьоре (1412–1415, Музей собора, Флоренция). Если в эпоху средневековья скульптуры представляли собой бестелесные образы, то Донателло делает их реалистичными, земными. Сидящий апостол – это крепкий, мощный старик, с могучими руками.

    В скульптуре Св. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя, идеал сильной личности. Юноша в рыцарском вооружении стоит в твердой, спокойной позе, опирается на узкий, высокий щит с изображением креста. В его напряженном взгляде чувствуется готовность к сражению, выражение мужественной энергии. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора.

    В последующее десятилетие Донателло работает над статуями пророков (1415–1436) для Кампанилы (колокольни) Собора Санта Мария дель Фьоре, которые были установлены в ее нишах (См. также ДЖОТТО БАШНЯ). Пророк Иеремия (1427–1426, Музей собора, Флоренция), пророк Аввакум (1427–1435, Музей собора, Флоренция) поражают неповторимостью образа, силой драматизма, монументальным величием и экспрессией.

    Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Надгробие делится на три яруса. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Такой тип надгробия, появившийся в 13 в., получил широкое распространение в 15 в.

    В выполненном из терракоты и раскрашенном бюсте Никколо да Удзано (ок. 1432) Донателло создает первый скульптурный портрет эпохи Ренессанса. Обращаясь к римским портретным скульптурам, автор изобразил своего героя, банкира и видного политического деятеля Флоренции, в античных одеждах как римского гражданина.

    В 1431–1432 Донателло вместе с Брунеллески едут в Рим. Там они знакомятся с античным искусством, занимаются обмерами и раскопками. Эта поездка оказала сильнейшее влияние на дальнейшее творчество Донателло.

    Бронзовая статуя Давида (ок. 1430–1433, Национальный музей, Флоренция) создана Донателло под влиянием античных образцов. Впервые в искусстве Ренессанса скульптор показывает обнаженное мужское тело, так как это делали мастера античного мира. Обнаженный Давид (1,58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Перед нами предстает мальчик с гибкой фигурой в несколько самоуверенной позе, в правой руке он держит меч, а ногой попирает отрубленную голову Голиафа. Статуя Давида, созданная как навершие фонтана, который стоял во дворе дворца Медичи, была обозрима со всех сторон. Это еще одно новшество, введенное Донателло. Прежде вся скульптура Средних веков и раннего Возрождения устанавливалась на фоне стены, поэтому была рассчитана на одну точку зрения. В 1495 скульптуру перенесли во двор палаццо Веккио, в 1777 передали в Галерею Уффици, а оттуда в Национальный музей.

    В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4,20 × 2,50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. Наивная прелесть детства никогда не была выражена совершеннее, чем в этих группах танцующих детей. Донателло разместил рельефы за небольшими колоннами, и добился непрерывности движения танцующих ангелов. В Алтаре и в Кафедре Донателло использует мрамор, терракоту, песчаник, смальту, позолоту, архитектурные элементы – все это приносит этим произведениям яркость и декоративность. Стремясь использовать новые способы передачи пространства в рельефе, Донателло вводит перспективные сокращения архитектуры и градации высоты рельефа, создает впечатление глубины пространства в рельефе, и тем самым создает т.н. живописный рельеф. В 1686 Кантория Донателло в Соборе была заменена, долгое время в разобранном виде хранилась во дворе Барджелло, позже перенесена в Музей собора.

    С 1443 по 1453 Донателло работает в Падуе, создавая наиболее значительные произведения. Его окружали ученики и подмастерья, иногда до 20 человек, которые активно помогали скульптору в работе.

    Для Собора св. Антония в Падуе он создает бронзовое Распятие Христа (1444–1445), которого он изобразил обнаженным, с хорошо развитой мускулатурой (впоследствии была прикреплена набедренная повязка).

    Для этого же собора Донателло сооружает (1446–1450) самый большой Алтарь 15 в. Пятиметровый Алтарь поражает обилием скульптур (7 статуй), рельефов (5 крупных рельефов), разнообразием материалов (бронза, мрамор, камень, смальта). До нашего времени дошел в искаженном виде: в 1579 он был демонтирован, и в конце 19 в. оставшиеся части алтаря вновь установили в соборе. Основные части Алтаря бронзовые скульптуры: Мадонна с младенцем, по бокам от нее – фигуры шести святых; рельефы Положение во гроб, Чудеса св. Антония.