Содержание статьи
    Также по теме

    ДВИЖЕНИЕ

    ДВИЖЕНИЕ, группа художников, осуществившая масштабный прорыв «неофициального» российского искусства второй половины 20 в. из «подполья» (в этом отношении аналогом была студия Э.М.Белютина).

    Члены «Движения» развивали принципы постфутуристического кинетизма, стремясь воплотить в своих образах новые горизонты постижения мира, открытые современной наукой и техникой. Организатором и душой группы, созданной в 1962 (в значительной мере из выпускников Московской средней художественной школы), был Л.В.Нусберг. В состав «Движения» входили также В.П.Акулинин, Г.И.Битт, А.Е.Григорьев, Р.И.Заневская-Сапгир, Ф.Инфанте, Ю.И.Лопаков и другие художники; к группе примыкали С.М.Зорин и В.Ф.Колейчук. Возрождая традиции конструктивизма (и последовательно переходя от станковой живописи и графики к дизайну), Нусберг и его друзья сочетали эти традиции с широким спектром новых технологических эффектов, призванных создать «тотальную среду» искусства, формируемую (в идеале) с активным участием зрителя. Группа выполнила ряд официальных заказов, ставших своеобразными парадами светокинетизма. Самыми крупными из них были оформление центра Ленинграда к 50-летию революции (1966) и дизайн огромной выставки «50 лет советского цирка» в московском Манеже (1969). Но еще более непринужденно творческие потенции «Движения» раскрылись в экстравагантно-живописных сюрреалистических хэппенингах, т.н. кинетических играх, которые устраивались «для своих» на восточном побережье Крыма (1971–1972), а позднее – в подмосковных лесах.

    Несколько бурных лет с немалым риском просуществовав в авантюрном «официально-подпольном» режиме, группа распалась в первой половине 1970-х годов в результате давления со стороны властей и творческих противоречий. Эмигрировав в 1976 в Германию (где «Движение» еще до этого завоевало большую известность), Нусберг вновь собрал часть своих единомышленников, продолжая футуро-утопические разработки искусственной «биокинетической среды» («проекты ИБКС»). Окончательно деятельность «Движения» как художественного коллектива прекратилась с переездом его лидера в США (1981).

    Литература

    Колейчук В.Ф. Кинетизм. М., 1994