Содержание статьи
    Также по теме

    ЭНДЕР, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

    ЭНДЕР, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1893–1960), русский художник, мастер живописи, представитель авангардизма, один из пионеров биоморфной абстракции.

    Родился в Петербурге 23 января (4 февраля) 1893 в семье агронома из обрусевших немцев. Брал уроки рисования у И.Я.Билибина (1905–1907). С 1911 был знаком с Е.Г.Гуро и ее мужем М.В.Матюшиным, испытав глубокое воздействие этой артистической четы. В 1913 поступил на исторический факультет Петербургского университета. Двумя годами позже его призвали в армию. Демобилизовавшись, учился в Свободных художественных мастерских (бывшей Академии художеств) (1918–1923), сперва у К.С.Петрова-Водкина, позже у Матюшина.

    Принимал участие в выставках «мастерской пространственного реализма». В 1923–1926 активно работал в Инхуке (Институте художественной культуры). Именно в этот период возникают его зрелые работы (маслом или акварелью), где гибкая «природная» ритмика модерна преображается в красочные абстракции, в которых мастер стремился воспроизвести не внешность, а внутреннюю жизнь, органическую пульсацию натуры (Композиция, 1921, Третьяковская галерея; Пульсирующий свет, 1921, частное собрание, Москва; Космос, 1923, частное собрание, Рим; серия акварелей Краски природы, 1924–1925). Его произведения производят впечатление вольных «биоморфных» импровизаций, однако, работая в Отделе органической культуры Инхука, Эндер придавал им и теоретический смысл, связывая с законами цветовосприятия и с физиологией мозга. После своего переезда в Москву (1927) Эндер продолжал писать станковые картины, все более склоняясь к фигуративному искусству (излюбленным его жанром был пейзаж). Полем для трехмерных пространственно-цветовых экспериментов стал для него отныне экспозиционный дизайн: он участвовал в оформлении павильона СССР на Международной выставке в Париже (1936–1937) и павильона «Ленинград» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1940). По возвращении из эвакуации в Кузбассе (1944) был одним из руководителей Строительной выставки и главным художником советского павильона на Промышленной выставке в Будапеште (1949).

    Умер Эндер в Москве 12 июня 1960.

    Свой вклад в искусство русского авангарда внесла и его сестра, художница Мария Владимировна Эндер (1897–1942), которая тоже работала в тесном творческом контакте с Матюшиным, входила в состав сотрудников Инхука (1923–1926), связывая свою абстрактную, родственную манере брата живопись (Опыт новой пространственной меры, 1920, Русский музей; и др.) с лабораторным изучением органов чувств. Была соавтором матюшинского Справочника по цвету (1932), занималась архитектурным цветоведением. Умерла в блокадном Ленинграде.

    Аналогичен – в смысле характера и стиля работы – творческий путь и другой сестры-художницы, Ксении Владимировны Эндер (1894–1955).

    См. также АВАНГАРД РУССКИЙ.

    Литература

    Органика. Беспредметный мир Природы в русском авангарде 20 века. Кёльн – Москва, 1999