Содержание статьи
    Также по теме

    ФИДИЙ

    ФИДИЙ (5 в. до н.э.), греческий художник; наряду с Поликлетом один из двух самых значительных и авторитетных мастеров древнегреческой скульптуры эпохи классики.

    Родился в Афинах, где и провел большую часть творческой жизни. Работал также в Платеях, Дельфах и Олимпии. Был ведущим мастером афинского искусства в годы правления Кимона (476–463 до н.э.) и Перикла (462–429 до н.э.). Руководил работами по художественному убранству Акрополя, исполнив колоссальную бронзовую статую Афины Промахос («Победительницы в битвах»), воздвигнутую здесь около 456 до н.э. в ознаменование победы над персами. Создал также две грандиозные хрисоэлефантинные (из золота и слоновой кости) статуи: Афины Парфенос («Девы») для Парфенона на Акрополе (446–438 до н.э.) и Зевса Олимпийского (для храма Зевса в Олимпии, ок. 430 до н.э.), которого считали одним из «семи чудес света». Эти произведения (ныне известные лишь по несравнимо меньшим, в том числе нумизматическим репликам) произвели такое впечатления на современников, что Фидий вошел в традицию как архетип Художника, способного явить нам высшее божество, представив Зевса именно «таким, каким он мог бы стать, если бы сам захотел появиться перед нашими глазами» (Плотин, Эннеады).

    Известное представление о стилистике мастера дают многочисленные фрагменты статуй и рельефов Парфенона (ныне хранящиеся в Британском музее в Лондоне), хотя это все же лишь косвенные свидетельства, ибо личное участие Фидия в этих (хотя и созданных под его началом) скульптурах большинством исследователей отрицается. Среди римских копий, которые считаются наиболее близкими к оригиналам Фидия, – мраморные торс и голова Афины Лемнии (скульптурное собрание, Дрезден), Афина Варвакион (копия 2 в. до н.э. колоссальной фигуры для Парфенона; лучший вариант – в Национальном археологическом музее, Афины), а также несколько реплик ее щита с мифологическими рельефами. При всей монументальности его образов, порой (подобно 9-метровой Афине Парфенос или 13-метровому Зевсу Олимпийскому) беспрецедентных по величине для Греции того времени, им была свойственна, – насколько можно судить по дошедшим до нас пластическим отголоскам, – строгая уравновешенность и гармония пластических контрастов, составляющая самую суть классического стиля в период его высшего расцвета.

    Обвиненный (ок. 432–431 до н.э.) противниками Перикла в том, что он присвоил часть золота для статуи Афины, а также в нечестии (за то, что изобразил на ее щите, среди прочего, Перикла и самого себя), Фидий был брошен в тюрьму. Скончался, скорее всего, находясь в изгнании в Элиде (на северо-западе Пелопоннеса).

          ПАРФЕНОН. Бордюр с изображением девушек, несущих приношение в храм Афины. Приписывается Фидию.       Courtesy of Mary Ann Sullivan     АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ. БИТВА ЛАПИФА С КЕНТАВРОМ. Фрагмент юго-западного фасада с метопами. Приписывается Фидию.

    Литература

    Нюберг С.Н. Фидий. М., 1941
    Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994