Содержание статьи
    Также по теме

    ФИШЕР ФОН ЭРЛАХ, ИОГАНН БЕРНГАРД

    ФИШЕР ФОН ЭРЛАХ, ИОГАНН БЕРНГАРД (Fischer von Erlach, Johann Bernhard) (1656–1723), австрийский архитектор, художник и историк искусства, один из лидеров искусства барокко.

    Родился в Граце в семье скульптора И.Фишера; был крещен 20 июля 1656. Первоначальные навыки искусства получил у отца. В 1682 приехал в Рим, где учился у К.Фонтаны; познакомился также с Л.Бернини. Побывал и в Неаполе. Вернувшись на родину, состоял (с 1687) на службе императоров из Габсбургского дома, а также архиепископа Зальцбургского. Жил в основном в Вене и Зальцбурге. В ранний период много работал и как скульптор (был, в частности, соавтором пластического декора Колонны св. Троицы, воздвигнутой в 1687 в память избавления Вены от чумы). Был первым немецкоязычным художником, удостоенным за свои заслуги дворянского звания (1696).

    Его деятельность определила новый облик австрийской архитектуры, проникнутой – после разгрома турок под Веной (1683) – мощной патетикой имперски-триумфального самоутверждения. Среди наиболее значительных работ зодчего – замки Нойвальдег близ Вены (1692–1697) и Энгельхартштеттен в Нижней Австрии (ок. 1693); замок Клесхайм близ Зальцбурга (1700–1709); Коллегиальная (1694–1707), Троицкая (1694–1702), Госпитальная св. Иоанна (1699–1704) церкви, а также церковь Урсулинок (1699–1705) в Зальцбурге; участие в постройке дворцов Шёнбрунн (1695–1700) и Шварценберг (с 1720); зимний дворец Евгения Савойского (1695–1698), дворец Траутзон (1710–1716), церковь святого Карла Борромея (Карлскирхе; с 1716), Богемская канцелярия (1708–1714), Придворная, ныне Национальная библиотека (с 1716) и Придворная конюшня (или Зимняя школа верховой езды; с 1719) в Вене; дворец Клам-Галлас в Праге (1713–1722).

    В постройках Эрлаха господствует стиль зрелого барокко, впервые в Австрии обретающего столь монументальную пышность и столь масштабно-ансамблевый, градостроительный либо ландшафтно-организующий размах, а с другой стороны – историческую точность антично-классических мотивов. Здания, созданные по его проектам, впечатляют композиционно-пластическим разнообразием форм и силуэтов – таков, в частности, главный его шедевр, Карлскирхе, грандиозный храм с барочным куполом и античным портиком, фланкированный двумя колоннами-монументами с рельефами на темы жизни св. Карла Борромея. В поздних его работах усиливаются классицистические черты – в чем сказалось явное влияние архитектуры А.Палладио и международной палладианской традиции, которые Эрлах изучал во время своих поездок 1704–1707, когда он посетил, в частности, Берлин и Венецию.

    Подготовленный Эрлахом иллюстрированный Очерк исторической архитектуры (1721) явился по сути первым всемирно-историческим обзором зодчества как особого вида искусства (в конце книги дан перечень и собственных проектов мастера).

    Умер Фишер фон Эрлах в Вене 5 апреля 1723. Многие его постройки, в том числе венские Карлскирхе, Придворную библиотеку и конюшню, завершил его сын Йозеф Эмануэль (1693–1742).

     Mary Ann Sullivan, www.bluffton.edu~sullivanm     ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО КАРЛА БОРРОМЕЯ, Карлскирхе, с 1716

    Литература

    Всеобщая история архитектуры, т. 7. М., 1969
    Сененко М.С. Вена. М., 1970