Содержание статьи
    Также по теме

    ФОМИН, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

    ФОМИН, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1872–1936), русский архитектор, один из наиболее самобытных и продуктивных мастеров русской неоклассики 20 в.

    Родился в Орле 22 января (3 февраля) 1872 в семье почтового служащего. Детство провел в Риге. В 1890 поступил на математический факультет Московского университета, но через три года оставил его и с 1894 занимался в петербургской Академии художеств. Был исключен из нее за участие в студенческих волнениях (1897), после чего переехал в Москву и работал там помощником архитекторов Л.Н.Кекушева и Ф.О.Шехтеля. Доучивался в Академии в 1905–1909 – у Л.Н.Бенуа, а также в мастерской В.В.Матэ, где изучил технику офорта. В 1910 посетил Египет, Грецию и Италию. Организовал выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля» (1902), «Историческая выставка архитектуры» (1911). В 1908 подготовил для «Истории русского искусства» И.Э.Грабаря разделы о классицизме 19 века. Возглавлял архитектурную мастерскую Совета по урегулированию плана Петрограда и его окраин (с 1919), а с переездом в Москву (1929) – мастерскую № 3 Моссовета.

    Примыкая к модерну, считал (как и целый ряд членов «Мира искусства», включая Грабаря) оптимальным руслом для современных архитектурных поисков именно классицизм («новый», «реконструированный» или, как Фомин именовал его в 1920-е годы, «пролетарский»). Накануне 1917 стал практически лидером нового классицизма, тем самым прочно связав соответствующие до- и постреволюционные стилистические тенденции. Среди наиболее характерных работ – особняки А.А.Половцева (1910–1916) и С.С.Абамелек-Лазарева (1913–1915) в Петербурге, проект «Нового Петербурга» (застройка острова Голодай; 1912), планировка и озеленение Марсова поля (1920–1923); дом общества «Динамо» (1928–1930), новый корпус Моссовета (1930), здание Министерства путей сообщения (1933–1936), станции метрополитена «Красные ворота» (1935) и «Театральная» (1936–1938) в Москве; здание Совета министров Украины в Киеве (1934–1939). Традиции антично-ренессансного ордерного зодчества находили у Фомина не только продуманно-функциональное, но и весьма разнообразное воплощение: он то упрощал их, вырабатывая «новый ордер» (гладкий фасад, колонны без баз и капителей в доме «Динамо»), то, напротив, форсировал их пышный декоративный пафос (правительственное здание в Киеве). Оставил также значительное графическое наследие (офорты, рисунки, акварели).

    Умер Фомин в Москве 12 июня 1936.

    Литература

    Минкус М.А., Пекарева Н.А. Фомин. М., 1953
    Лисовский В.Г. И.А.Фомин. Л., 1979