Содержание статьи
    Также по теме

    ГОНЗАГО (ГОНЗАГА), ПЬЕТРО ДИ ГОТТАРДО

    ГОНЗАГО (ГОНЗАГА), ПЬЕТРО ДИ ГОТТАРДО (Gonzago или Gonzaga, Pietro di Gottardo) (Петр Федорович) (1751–1831), художник и теоретик искусства, сценограф.

    Родился в Лонгароне близ Венеции 25 марта 1751 в семье мастера декоративной живописи Готтардо Гонзаго. Приехав в Венецию (1765), изучал перспективу у А.Визентини и декоративную живопись у Дж.Моретти; испытал глубокое влияние венецианских пейзажистов и декораторов – А.Каналетто, К.Бибиены и Дж.Б.Тьеполо. Большое воздействие на него позже оказала также архитектурная графика Дж.Б.Пиранези. С 1772 занимался у художников-сценографов братьев Галлиари в Милане. В 1779–1792 работал в театрах Милана («Ла Скала»), Рима, Пармы, Венеции и других итальянских городов. Приглашенный русским послом князем Н.Б.Юсуповым, в 1792 приехал в Петербург, став декоратором императорских театров. Выступил как подлинный реформатор русской сцены, применив иллюзионистически-перспективные приемы барокко с невиданной еще здесь последовательностью и маэстрией. Создаваемые им театральные зрелища поражали современников не только бравурной живописностью, но и удивительным правдоподобием своих пространственных эффектов.

    Оформлял спектакли в театрах Петербурга (Эрмитажном, Большом, или Каменном, Малом и др.), Гатчины, Павловска, Петергофа, в Петровском (Медокса) театре в Москве. В 1817 написал 12 перемен декораций для театра, открытого в 1818 в Архангельском (подмосковной усадьбе Юсуповых), из них до нас дошли 4 перемены, а также зарисовки этих декораций, сделанные крепостными художниками (музей в Архангельском). Теоретически обобщил свой опыт в ряде сочинений (Предуведомление моему начальнику, или разъяснение театрального декоратора, Музыка для глаз и театральная оптика, О чувстве, о вкусе и о прекрасном и др.; 1800–1817), частично изданных в 1807 в Петербурге на французском языке; здесь он трактует свою профессию как идеальный, гармонически дополняющий природу вид искусства, представляющий собою синтетическую по своей сути «музыку для глаз».

    Внес также большой вклад в русское садово-парковое искусство, активно участвуя с 1792 в планировке «Английского» парка в Павловске и создав там целый ряд живописных ландшафтных перспектив (Белая береза, Парадное поле и др.). По его эскизам там же целый ряд дворцовых залов и павильонов был украшен композициями, эффектно продолжающими реальную архитектуру (в основном утраченные во время Второй мировой войны, росписи эти были частично восстановлены в т.н. галерее Гонзаго, убранство которой восходит к 1822–1823). По ходу своей деятельности обучил немало русских и иностранных художников и механиков сцены (своего сына Паоло Гонзага и других). Уволенный со службы в императорских театрах в 1828, продолжал архитектурно-декоративные работы в Павловске.

    Умер Гонзаго в Петербурге 25 июля (6 августа) 1831.

    Литература

    Гонзага П.Г. Предуведомление моему начальнику. – В кн.: Мастера искусств об искусстве, т. 6. М., 1969
    Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство. М., 1978