Содержание статьи
    Также по теме

    ГРИГОРЬЕВ, БОРИС ДМИТРИЕВИЧ

    ГРИГОРЬЕВ, БОРИС ДМИТРИЕВИЧ (1886–1939), русский художник, живописец и график, представитель русского модерна.

    Родился в Москве 11 (23) июля 1886, воспитывался в семье управляющего банком. В 1903–1907 посещал Строгановское художественно-промышленное училище, затем в качестве вольнослушателя занимался в петербургской Академии художеств (до 1913), где одним из его наставников был Д.Н.Кардовский. Жил в Петербурге, в 1909–1913 побывал в Париже, а также в Скандинавии и Австрии. Был членом «Мира искусства» (с 1913).

    С 1911 публиковал свои рисунки в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Типические черты его стиля – с изысканной, гибкой линией в качестве доминирующего начала формы – четко проступили в большом графическом цикле Intimite (Интимность, 1916–1918; издан в виде альбома в 1918), созданном на базе парижских впечатлений; мир цирков, кафешантанов и продажной любви составил здесь театрально-лукавую панораму вялотекущего распада. Гротескно-лукавы и портреты работы Григорьева, часто изображающие человека-в-роли, человека-лицедея (В.Э.Мейерхольд, 1916, Русский музей, Петербург). Мастер избегал крайних форм авангарда, но натуроподобие его образов, как правило, сочеталось с их внутренним надломом, – таков его знаменитый, включающий и графику и живопись, цикл Расея (тема другого, тоже изданного в 1918 альбома с текстами П.Е.Щеголева, Н.Э.Радлова и самого мастера), где портретные и пейзажные мотивы русской деревни сложились в многочастный реквием, хотя и по-своему красочный, но полный горькой меланхолии.

    В 1919 Григорьев тайно пересек с семьей в лодке Финский залив, поселился в Берлине, а в 1921 – в Париже. Приезжал в США, в 1928–1929 и 1936 путешествовал по Латинской Америке. С 1927 обосновался в Кань-сюр-Мер близ Ниццы, на своей вилле «Борисэлла», совместив в ее названии свое имя с именем жены. По-прежнему плодотворно работал как пейзажист и портретист, переиздав Расею на русском и французском (1921, 1922) и дополнив ее новым альбомом Лики России (на французском и английском; 1923, 1924), включившем, в частности, портреты актеров МХАТа. Лучшим своем портретом считал портрет М.Горького (1926, Музей А.М.Горького, Москва), с писателем в образе кукловода, манипулирующего персонажами пьесы На дне. Работал и как иллюстратор (циклы рисунков к Детству Горького, 1931; и Братьям Карамазовым Ф.М.Достоевского, 1932–1933; собственность семьи художника). В 1929–1930 написал монументальное полотно Лики мира, в 1932 приобретенное правительством Чехословакии.

    Умер Григорьев в Кань-сюр-Мер 7 февраля 1939.

    См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

    Литература

    Галеева Т.А. Борис Григорьев. М., 1995
    Поспелов Г.Г. «Лики России» Бориса Григорьева. М., 1999