Содержание статьи
    Также по теме

    КАБАКОВ, ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ

    КАБАКОВ, ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ (р. 1933), русский художник. Родился в Днепропетровске 30 сентября 1933 в семье слесаря. В 1957 окончил графический факультет Московского художественного института имени В.И.Сурикова, получив специальность художника-иллюстратора. С 1956 сотрудничал в издательстве «Детгиз» (позднее «Детская литература»), журналах «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Активный участник многих диссидентских художественных экспозиций начиная с выставок 1965–1968 в д'Акуиле (Италия), Познани-Сопоте (Польша) и в московском кафе «Синяя птица» (1968).

    Испробовав разные стили, включая абстрактный экспрессионизм и сюрреализм, в 1970-е годы нашел свою собственную манеру – «романтический концептуализм». Его архетипический мотив – рядовая советская квартира-коммуналка, погруженная в атмосферу загадочного абсурда. В своих графических циклах («папках») он последовательно переходит от фигурных, близких по духу к детской иллюстрации, сказочно-сюрреальных сюжетов к т.н. альбам 1970–1978 (от лат. alba – «белая») – листам, где доминируют пустые пространства, снабженные лишь «коммунальными» надписями типа «Чей это чайник?», – а затем к «жэковскому искусству» 1978–1982 и «экспо-арту» (инсталляции наподобие агитстендов и стенгазет); эти произведения близки сатирическим пародиям соцарта.

    С 1989 живет и работает за рубежом – в Германии, Франции и США. В своих произведениях, занимающих целые залы (Сад, 1978, Русский музей, Петербург; Неповешенная картина, 1982–1992, Музей Людвига, Кёльн; Человек, улетевший в космос из своей квартиры, 1986, галерея Фельдмана, Нью-Йорк; Большой архив, 1993, Городской музей, Амстердам; Корабль моей жизни, 1996, культурный центр Хеллерау, Дрезден), использует свои прежние идеи для создания «абсолютных инсталляций», погруженных в атмосферу чистой зрительской мысли, стимулом для которой служат тексты и знаки художника. Оформил «первую посткоммунистическую оперу» (Жизнь с идиотом А.Г.Шнитке, по рассказу В.В.Ерофеева, в амстердамской Нидерландской опере, 1992); по-своему исторически-этапным стал его Красный вагон (1990–1991), занявший весь российский павильон на Венецианской биеннале 1993, где символически подведена черта под политическими утопиями советского периода.

    См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

    Литература

    Кабаков И., Гройс Б. Диалоги (1990–1994). М., 1999