Содержание статьи
    Также по теме

    КАН, ЛУИС ИСИДОР

    КАН, ЛУИС ИСИДОР (Kahn, Louis Isidore) (1901–1974), американский архитектор; приобрел известность как создатель монументальных построек из кирпича и железобетона, которые представляют собой альтернативу «органической» архитектуре Ф.Л.Райта и строгости «стеклянных коробок» Л.Мис ван дер Роэ и Ф.Джонсона.

    Кан родился на острове Эзель (ныне Сааремаа) в Эстонии 20 февраля 1901. В 1905 вместе с родителями переехал в США. В 1924 окончил архитектурную школу в Пенсильванском университете, затем работал с несколькими филадельфийскими архитекторами, став впоследствии консультантом по вопросам гражданского строительства и проектирования городов. В 1948 Кан – профессор архитектуры Йельского университета, где заведовал кафедрой до 1957, когда был приглашен в Пенсильванский университет.

    Первая крупная работа Кана – Художественная галерея Йельского университета (1953) – принесла ему признание. Внешний облик сооружения выдержан в традициях интернационального стиля, но в оформлении интерьеров бросаются в глаза грубые поверхности бетонных перекрытий и выставленное напоказ инженерное оборудование, что отражает веру Кана в эстетические достоинства обнаженной конструкции. Визуальная ценность того, что архитектор называл служебными пространствами (т.е. тех частей сооружения, где размещались технические системы), была еще сильнее акцентирована в кирпичных башнях Медицинских исследовательских лабораторий А.Н.Ричардса в Пенсильванском университете (1957–1961). Впечатляет диапазон масштабов работ архитектора: от бани в Трентоне (шт. Нью-Джерси) до генерального плана столицы Бангладеш Дакки, где строительство правительственных учреждений ведется по единой концепции с 1962. Первая унитаристская церковь в Рочестере (шт. Нью-Йорк), со стенами из шлакоблоков, остроугольные в плане корпуса Центра биологических исследований Дж.Б.Солка в Ла-Ойе (шт. Калифорния) из бетона и дерева, огромные круглые бетонные проемы в центральном внутреннем дворе библиотеки в Экстере (шт. Нью-Хэмпшир) демонстрируют разнообразие форм и фактур, которые использовал Кан в последний период своего творчества. Особое внимание к эффектам естественного освещения проявилось при создании музея Кимбелла в Форт-Уорте (шт. Техас), где произведения искусства освещаются светом, отраженным от высоких, сложных по форме сводов, и в Британском центре Меллона в Йеле, работа над которым была завершена уже после смерти архитектора.

    Умер Кан в Нью-Йорке 17 марта 1974.

    См. также АРХИТЕКТУРА.

     Mary Ann Sullivan, www.bluffon.edu~sullivanm     МУЗЕЙ КИМБЕЛЛА в Форт-Уорте (шт. Техас, США)

    Литература

    Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973
    Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990