Содержание статьи
    Также по теме

    КАРАВАН-САРАЙ

    КАРАВАН-САРАЙ (перс. «дом караванов», «постоялый двор»), большая придорожная постройка, обычно окружавшая двор, где караваны останавливались для ночного отдыха.

    Станции для смены и отдыха лошадей возводились еще в 500 до н.э. в персидской империи Ахеменидов. Такого рода сооружения встречаются повсюду в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки вдоль главных торговых путей на расстоянии дневного перехода (30 км) каравана верблюдов. Караван-сараи строились не только у дорог; некоторые размещались у въездных ворот города или внутри городской застройки.

    Караван-сарай обычно имел прямоугольный план с крытыми зонами (помещения в один или более этажей) по сторонам открытого, просторного двора. Голые внешние стены, сложенные из кирпича или камня, лишь в одном месте прорезаны воротами: подобная конструкция давала более надежную защиту от разбойничьих банд.

    Начиная с 10 в. сооружались тысячи караван-сараев. Как правило, они воздвигались по распоряжению правителей. Так, шах Аббас из династии Сефевидов в начале 17 в. приказал построить 999 караван-сараев. Здания этого типа строили также наместники, набожные мусульмане, предоставлявшие средства на их содержание, или сами владельцы гостиниц. В ряде мусульманских стран караван-сараи отличаются особенностями планировки и местными строительными материалами. В Турции обычно применяли тесаный камень, а пространство двора иногда перекрывали сводами, учитывая сравнительно суровый климат. В Иране большинство караван-сараев были кирпичными; для архитектуры этой страны характерно особое внимание к планировке: одно из лучших сооружений имеет 8-угольную форму.

    Литература