Содержание статьи
    Также по теме

    КИФЕР, АНСЕЛЬМ

    КИФЕР, АНСЕЛЬМ (Kiefer, Anselm) (р. 1945), немецкий художник, возродивший историческую картину на базе постмодернизма.

    Родился в Донауэшинге 8 марта 1945 в семье школьного учителя. В 1965 поступил во Фрайбургский университет, где изучал право, романские языки и литературу, но уже через год перешел на факультет искусств. Продолжил художественное образование в Карлсруэ; среди учителей особое влияние на него оказал Й.Бойс. С 1971 жил в баден-вюртембергском селе Хорнбах.

    Завоевал известность в кругах западногерманского авангарда в 1969, когда выставил цикл фотографий Оккупации, где был запечатлен в различных уголках Франции, Италии и Швейцарии с поднятой в нацистском приветствии рукой. С той поры приобрел репутацию «знахаря» историко-национальных травм, связанных с идеологиями романтического пангерманизма и нацизма. Обнажал эти травмы в масштабных полотнах 1970-х годов, созданных по принципу «живописи выжженной земли» – с действительно «пепельным» по тону грубофактурным слоем краски, куда добавлялись земля, песок, солома и прочие уплотнители (Могила Алариха, 1975, Форум Людвига, Ахен; и др.). Порою вводил в свои образы портреты знаменитых немцев, используя приемы гравюры на дереве и коллажа (цикл Дороги мировой мудрости, 1976–1977). Его «книги художника» тех лет (толстые альбомы с фотографиями, наклеенными на бумагу и затем обработанными кислотой и огнем) выразили ту же символику истории как беспросветно-черной руины.

    В начале 1980-х написал серию картин Песок из провинции Бранденбург, представив в них Германию в виде безлюдной и монотонной прибрежной пустыни. Вновь напомнил о мифах культуры Третьего рейха в архитектурно-графических фантазиях 1981–1983 с монументальными залами в духе нацистского зодчества. Став после смерти Й.Бойса едва ли не самым знаменитым немецким художником, позднее все чаще насыщал свои образы древнемифологическими, «вавилонскими» ассоциациями, превращая картины (благодаря введению металла, гипса, дерева и других материалов) в масштабные рельефы, покрывающие целые стены музеев и выставок.