Содержание статьи
    Также по теме

    КЛЕЙН, РОБЕРТ ЮЛИУС

    КЛЕЙН, РОБЕРТ ЮЛИУС (Роман Иванович) (1858–1924), русский архитектор, мастер позднеромантического историзма.

    Родился 19 (31) марта 1958 в Москве, в семье богатого коммерсанта, потомственного почетного гражданина Москвы Ю.(И.) Клейна. Посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1873–1874), затем поступил в 1875 младшим чертежником в мастерскую В.О.Шервуда. Обучался также в петербургской Академии художеств (1877–1882), а окончив ее, два года стажировался в Италии и Франции, в т.ч. в Париже, в мастерской Ж.Л.Ш. Гарнье. Вернувшись в Москву, работал в 1885–1887 у разных московских архитекторов, а с 1888 начал самостоятельную практику.

    В 1888–1889 принял участие в конкурсе на застройку Красной площади. Получив лишь вторую премию (первой был удостоен проект Верхних торговых рядов А.Н.Померанцева и В.Г.Шухова), Клейн, тем не менее, стал благодаря этому достаточно известной фигурой и вскоре там же, на Красной площади, возвел Средние торговые ряды (1890–1892) – магазин оптовой торговли, сооруженный на месте пришедших в негодность торговых лавок между Ильинкой и Варваркой. Этот комплекс, образующий замкнутый четырехугольник, развивал ту же архитектурную тему, что и Верхние ряды Померанцева и Шухова, обрамляя площадь со стороны, противоположной Кремлю, и создавая удачно перекликающийся с ним ансамбль; элементы «русского стиля» (средневековые формы окон и наличников, высокие кровли) сочетаются здесь с продуманной практической функциональностью многочисленных помещений. Подобный «проторационализм» в сочетании с историко-стилистическим декором вообще стал весьма характерным для Клейна, выражая главные тенденции европейской архитектуры того времени.

    В 1890–1893 Клейн построил на Мясницкой улице Чайный дом, заказанный крупным чаеторговцем С.В.Перловым; здание, ставшее весьма популярным у москвичей, решено в духе «китайщины», с лепными драконами и змейками на фасаде, а также резными прилавками и огромными фарфоровыми вазами внутри. Особо значительным этапом в судьбе зодчего явилась победа в 1898 в конкурсе на создание Музея изящных искусств на Волхонке (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Удобно связанные друг с другом и удачно освещенные (благодаря стеклянным конструкциям Шухова) залы включили в себя целый ретроспективно-исторический комплекс с Белым залом, напоминающим 2-х ярусную античную базилику, Греческим и Итальянским двориками, а также Египетским залом. Главный фасад, облицованный уральским мрамором, украшен колоннадой, прообразом которой послужили ионические портики Эрехтейона на афинском Акрополе. В 1912 строительство музея было завершено.

    Впечатляюще-новаторским для своего времени явилось 9-этажное (7 этажей над уровнем земли и 2 подвальных) здание торгового дома «Мюр и Мерилиз» на Петровке (ныне Центральный универсальный магазин; 1906–1908). Здесь Клейн, оформив фасады в неоготическом духе, в то же время одним из первых в России применил прогрессивную металлическую конструкцию, изобретенную американскими инженерами, – несущие перекрытия опираются тут на чугунные квадратные колонны, стоящие на бетонных фундаментах. Органически соединившись с готическим нарядом, эта структура породила в итоге масштабное, светлое и зрительно-легкое сооружение, близкое к архитектурным концепциям чикагской школы.

    Среди других значительных сооружений мастера – неоклассический мавзолей Юсуповых в Архангельском под Москвой (1909–1916), с центральным храмом, увенчанным купольной ротондой, и двумя широкими закругленными в плане колоннадами по бокам; 3-пролетный Бородинский мост через Москву-реку (1912–1913), выстроенный к 100-летию Отечественной войны 1812 и соответственно оформленный в ампирном духе,- с парными полукруглыми колоннадами, обелисками, а также военными трофеями (работы скульптора А.Л.Обера); неоклассические кинотеатр «Колизей» на Чистых прудах (ныне театр «Современник»; 1912–1914) и здания Геологического и Минералогического институтов при Московском университете (1914–1916). Целый ряд своих произведений (в т.ч. Музей изящных искусств, мавзолей в Архангельском, Бородинский мост и «Колизей») Клейн создал при участии архитектора Г.Б.Бархина.

    Зодчий активно занимался и промышленным строительством (Трехгорные пивоваренный завод и мануфактура, 1890-е; и др.), а также интерьерным дизайном (оформил, в частности, интерьеры Московской хоральной синагоги; 1906). Проектируя сооружения разнообразных типов и применяя широкую палитру стилей – от греко-римского до византийского и восточных – он всякий раз удачно увязывал их с назначением построек, избегая чисто внешней, «фасадной» нарядности.

    Клейн также много и плодотворно работал как педагог – в своей собственной мастерской, а также в Рижском политехникуме (1910–1918) и Московском высшем техническом училище (1918–1924). Скончался 3 мая 1924 в Москве.

    Нина Байор

    Литература

    И.В.Цветаев создает музей. М., 1995
    Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000