Содержание статьи

    КЛУЭ, ФРАНУА

    КЛУЭ, ФРАНСУА (Clouet, Francois) (ок. 1505/1510 или 1515/1520–1572), французский художник, один из лидеров изобразительного искусства национального Ренессанса.

    Родился в Туре между 1505 и 1510 (по другим сведениям, между 1515 и 1520) в семье художника Жана Клуэ (ок. 1480–1540 или 1541); впоследствии их работы часто путали. Как и отец, носил прозвище «Жане». Испытал значительное влияние Г.Гольбейна Младшего. Работал преимущественно в Париже. C 1540 – придворный живописец Франциска I и его преемников, руководил большой мастерской, где его эскизы воплощались в миниатюрах, эмалях и больших декоративных композициях для оформления придворных празднеств. Снимал посмертные маски (Франциска I и других членов дома Валуа).

    Был, в первую очередь, замечательным портретистом. Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных, исполненных карандашом, иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Художественно-исторический музей, Вена), аптекаря П.Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же). Всем этим работам, тщательным по лепке характеров, присущи классически-ренессансное спокойствие и прозрачная духовная ясность художественного строя. Напротив, в его мифологических женских образах, аллегориях и жанровых сюжетах, где портретность завуалирована (Купающаяся женщина, ок. 1571, Национальная галерея, Вашингтон; и др.), нарастают маньеристические черты – эротизм и гротеск.

    Таланту Клуэ посвящали восторженные строки такие поэты, как П.де Ронсар и Ж.дю Белле.

    Умер Клуэ в Париже 22 сентября 1572.

     The Putnam Foundation, Timken Museum of Art, San Diego, CA.     ФРАНСУА КЛУЭ. ГАЙ XVII. Дубовая панель. Масло            ФРАНСУА КЛУЭ. ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ

    Литература Мальцева Н.Л. Французский карандашный портрет 16 века. М., 1978