Содержание статьи
    Также по теме

    КЛУЦИС, ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ

    КЛУЦИС, ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ (1895–1944), художник, выдающийся авангардист, один из создателей искусства фотомонтажа.

    Родился на хуторе близ городка Руиена (Латвия) 4 (16) января 1895 в семье рабочего. В 1911–1915 учился в художественных школах в Валмиере и Риге; одним из его наставников был В.Пурвитис. Продолжал образование в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петрограде (1915–1918), а затем в Государственных свободных художественных мастерских (1918–1920; у К.А.Коровина, К.С.Малевича и А.А.Певзнера) и Вхутемасе (1920–1921) в Москве. Сотрудничал с группой «Уновис», Инхуком, ЛЕФом, был одним из основателей объединения «Октябрь» (1928). Большую часть творческой жизни совмещал собственную работу с активным преподаванием (в основном во Вхутемасе – Высших художественно-технических мастерских, 1924–1930). Жил преимущественно в Москве.

    Создавал и станковые вещи, однако в зрелый период был убежденным приверженцем «производственного искусства», отрицающего станковизм и изобразительность (за исключением фото- и кинообразов). Стал одним из создателей нового вида творчества в своем первом фотомонтаже (Динамический город, 1919, – с земным шаром, покрытым архитектурными фрагментами). Сходный космический пафос становится уже агитпропагандой в плакате Электрификация всей страны (1920), где В.И.Ленин ступает на планету Землю с мачтой электропередачи в руках. Ряду композиций Клуциса присущ явный дадаизм, поэтика абсурда (макет «радиоагитатора» в виде зловещего механического существа, 1922; реконструкция – в Музее современного искусства, Нью-Йорк), – дадаизм, связь с которым, он, однако, отрицал, стремясь в своих теоретических выступлениях (статьи о возможностях фотомонтажа в журнале «ЛЕФ» и сборнике Изо-фронт, 1931) всецело подчинить авангард задачам «пролетарской революции».

    Его монтажные плакаты (Под знаменем Ленина, 1930; СССР – ударная бригада пролетариата всего мира, 1931; Привет вступившему в работу мировому гиганту Днепрострою, 1932; Выше знамя Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина!, 1933; и др.) откровенно выразили безудержный культ вождей, контрасты героев и безликой массы («икры из голов»), наступательную агрессивность, свойственные советской культуре того времени. Активно работал также как дизайнер книг (альбом Памяти погибших вождей, 1927), журналов и газет (фотомонтажи для «Правды», 1930–1938), выставок и массовых празднеств.

    В 1938 Клуцис был осужден по сфабрикованному обвинению в участии в «фашистском заговоре латышских националистов» и расстрелян. По другой версии умер в среднеазиатском концлагере 16 марта 1944. Посмертно реабилитирован (1956).

    Литература

    Огинская Л. Густав Клуцис. М., 1981