Содержание статьи
    Также по теме

    КОЛИЗЕЙ

    КОЛИЗЕЙ (Colosseum) – грандиозный амфитеатр, возведенный в Древнем Риме в эпоху Флавиев.

    Слово «амфитеатр» состоит из двух греческих слов – «двойной театр» или «театр с обеих сторон». Название Колизей, по одной версии, происходит от искаженного в средние века латинского слова «сolosseum» (колоссальный). По другой, от названия гигантской бронзовой статуи Колосс Нерона, стоявшей недалеко от амфитеатра. В античном Риме Колизей называли амфитеатр Флавиев. Он был заложен в 75 императором Веспасианом Флавием (9–79) и в 80 открыт его сыном Титом (годы правления 79–81). Торжества по случаю открытия продолжались сто дней. Работы по архитектурному оформлению продолжались и позже. Колизей расположен в долине между холмами Эсквилином, Палатином, Целием, на месте искусственного озера, созданного в резиденции императора Нерона (37–68), которое было осушено для строительства амфитеатра. Три века Колизей служил для устройства боев гладиаторов (запрещены в 404–405), для травли зверей (продолжались до 526), для морских боев, для которых арена заливалась водой. В 11–12 вв. Колизей становится феодальным замком-крепостью. С середины 14 в. здесь поселяются религиозные братства (на арене сооружается церковь), проводятся религиозные представления – мистерии, запрещенные в середине 16 в.

    Здание Колизея разрушалось: частые землетрясения, пожары, варварское отношение людей. В эпоху средних веков он использовался как каменоломня: каменные блоки брали для построек дворцов и церквей – это был период наибольших разрушений. Уже в античные времена Колизей неоднократно восстанавливался, реконструировался. Лишь с начала 19 в. стали целенаправленно заниматься сохранением памятника и проводить археологические раскопки.

    Колизей – постройка в виде эллипса: длина 188 м, ширина 156 м, высота 48,5 м.

    Средняя часть здания, арена (от лат. «arena» – «песок»), покрытая песком и предназначавшаяся для гладиаторских боев, травли животных, по форме представляла собой эллипс (длина 86 м, ширина 54 м). Размеры арены позволяли сражаться на ней одновременно 3000 пар гладиаторов. К ней примыкал четырехметровый подий, который служил оградой во время «навмахий», «морских сражений», когда арена заливалась водой. Арену обрамляли постепенно повышающиеся места для зрителей, расположенные 4 ярусами. На первом ярусе располагались места для почетных зрителей, выше находились 20 мраморных рядов для официальных гостей, всадников. За узким проходом следовало еще 20 мраморных рядов, а далее находилась колоннада, за которой был ярус с деревянными скамьями для простых людей. Распределение мест производилось строго в соответствии с социальной принадлежностью граждан (чем ниже положение, тем выше находилось место). Вместимость Колизея – 50 000 мест.

    С наружной стороны Колизей – четырехъярусное здание. Первые три яруса образовывали аркады по 80 арок, которые опирались на мощные столбы в 2,4 м шириной. Арки были украшены приставными полуколоннами с антаблементом. На первом ярусе – тосканский ордер, на втором – ионический, на третьем – коринфский. Арки второго и третьего яруса были украшены стоявшими в них статуями (не сохранились). Верхний этаж представлял собой высокую стену, которая была декорирована 80 находившимися над колоннами пилястрами коринфского ордера. Между ними располагались квадратные окна, и помещались по три кронштейна, которые служили опорами для мачт. На них натягивали тент от солнца (веларий), создававший тень над трибунами и ареной. Последний этаж был украшен бронзовыми щитами (не сохранились).

    Внешние части Колизея были сооружены из травертина, внутренние – из туфа, кирпича, мрамора, бетона и дерева. При строительстве Колизея тщательно притертые камни были положены без раствора и скреплены между собою железными скобами, большую часть которых выломали во времена средневековья.

    80 арок нижнего яруса (они были пронумерованы) служили для входа и выхода зрителей, т.е. на каждый вход приходилось по 600 зрителей. Пройдя через арки нижнего яруса, люди попадали в сводчатые галереи, идущие параллельно внешней стене. Такие же галереи во втором и третьем ярусе использовались, как места для отдыха. Лестницы, находящиеся внутри здания, обеспечивали зрителям быстрый вход внутрь.

    Под ареной находились сложные инженерные сооружения, водопровод, конструкции для механических устройств (подъемные механизмы, доставляющие гладиаторов и зверей наверх), клетки для животных, склады для оружия, помещения для декораций, комнаты гладиаторов. Арена современного Колизея лишена покрытия, поэтому сейчас можно видеть прежде скрытые помещения.

    Колизей – выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый крупный амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима.

    Нина Байор

    Литература

    Цирес А.Г. Архитектура Колизея. М., Издательство Академии архитектуры, 1940
    История зарубежного искусства. М., «Изобразительное искусство», 1984
    Валиджи Ч. Рим и Ватикан. ITALIQ, «Plurigraf», 1993
    Античная культура. Словарь-справочник. М., «Высшая школа», 1995
    Рим и Ватикан. – Флоренция, CASA EDITRICE BONECHI, 1997
    Мировая культура. Древняя Греция. Древний Рим. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2000
    Искусство Древнего мира. Энциклопедия. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001