Содержание статьи

    КОМАР, ВИТАЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ И МЕЛАМИД, АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ

    КОМАР, ВИТАЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ И МЕЛАМИД, АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ, русские художники. Родились в Москве (Комар – 11 сентября 1943, Меламид – 14 июля 1945). Закончили в 1967 Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское); познакомились в 1963 в процессе учебы, с той поры всегда работали сотворчески. Соединив принципы американского поп-арта с пародийно переосмысленными чертами соцреализма, создали в 1972 программу соцарта (или соц-арта), иронически преображающего привычные лозунги, знаки и образы советской пропаганды. Ранней кульминацией нового постмодернистского стиля явился инвайронмент (конструкция, существующая в естественной, реже в выставочной среде) Рай, устроенный в московской квартире (1973). В 1977 Комар и Меламид эмигрировали, обосновавшись в Нью-Йорке.

    Наибольшую известность (за рубежом, а с перестройкой и на родине) завоевала серия картин Ностальгия по социалистическому реализму (1981–1983, в разных собраниях), написанная в манере внешне-классического академизма, однако исторические персонажи (И.В.Сталин и др.) погружены здесь в атмосферу таинственного темного хаоса. История как хаос – этот мотив доминирует в их последующих произведениях, решенных в духе «полистилистического» (т.е. совмещающего радикально несхожие по стилю композиции) полиптиха.

    Охладев к соц-арту, когда он стал широко распространенной, масс-медиально клишированной модой перестроечного периода, Комар с Меламидом в 1990-е годы резко сменили манеру и занялись вариациями на тему «идеальной картины», создававшимися в разных странах, включая Россию, на основании социологических опросов населения (проекты Выбор народа), а позднее – художественными экспериментами с участием животных в роли авторов (шимпанзе Микки, фотографировавшая Москву в проекте 1998; слоны, пишущие абстрактные картины, с 1995, – вплоть до основания в 1998 специальной Слоновьей академии художеств в Сурине, Таиланд). Не раз выступали в американской и «тамиздатской» печати (журналы «Артфорум», «А – Я» и др.) с эссе о современной, в том числе советской художественной культуре, опубликовав свои размышления и афоризмы об искусстве под заголовком Стихи о смерти.

     ИТАР-ТАСС     ВИТАЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ КОМАР (слева) и АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ МЕЛАМИД (справа).
    Литература Комар В. и Меламид А. Стихи о смерти. М., 1999