Содержание статьи

    КОСУТ (КОШУТ), ДЖОЗЕФ

    КОСУТ (КОШУТ), ДЖОЗЕФ (Kosuth, Joseph) (р. 1945), американский художник, один из основоположников концептуального искусства.

    Родился в Толидо (шт. Огайо) 31 января 1945. Занимался в Кливлендском художественном институте (1963–1964), затем обосновался в Нью-Йорке, где изучал искусство в Школе визуальных искусств (с 1965), а также антропологию и философию в Новой школе социальных исследований (1971–1972). В 1969 стал американским соредактором английского журнала «Искусство/Язык» («Art/Language») и основал «Музей нормального искусства», ставший одной из первых нью-йоркских галерей, специализирующихся на концептуальных произведениях.

    Пошел в своем творчестве гораздо дальше провозвестников арт-концептуализма (включая М.Дюшана), освободив свое творчество от всяких поэтико-символических ассоциаций и сосредоточившись на первичных, базисно-структурных соотношениях слова с денотатом (обозначаемым объектом). С 1965 создавал (порой с применением неоновых трубок и стекла) нарочито простые композиции, комбинирующие вещи, образы и их словесные обозначения (таковы, к примеру, Один и три стула, 1965, Музей современного искусства, Нью-Йорк, где сопоставлены фотография стула, стул как таковой и дефиниция слова «chair» из словаря). Затем исключил какие-либо предметы и образы вообще, сосредоточившись на чисто вербальных знаках (Названное. Искусство как идея как идея, 1966–1967, галерея П.Менц, Кёльн, – с серией совершенно идентичных дефиниций слова «water», «вода»).

    В 1970-е годы постоянно вводил свои вербальные «послания» в реальную жизненную среду – в виде специальных «рекламных» щитов, фиксируемых в фотоциклах для выставок (Текст/Контекст, 1978–1979; серия, размещенная в городах по всему земному шару). Позднее вновь вернулся к чисто галерейным экспериментам, используя фрагменты известных картин и текстов (серии Катексис, начало 1980-х годов). Стремясь продемонстрировать процесс чистого, «доформального» творческого мышления, начинающего даже не с поисков смысла, а с вопроса о логической возможности последнего, вошел в число наиболее влиятельных мастеров искусства рубежа 20–21 вв.

    Литература Кошут Дж. Искусство после философии. – Искусствознание, 2001, № 1