Содержание статьи
    Также по теме

    КВАРЕНГИ, ДЖАКОМО

    КВАРЕНГИ, ДЖАКОМО (Quarenghi, Giacomo Antonio Domenico) (1744–1817), архитектор, представитель классицизма второй половины 18 – начала 19 вв.

    Родился в селении Рота Фуори (провинция Бергамо, Италия) 20 сентября 1744 в аристократической семье. Учился живописи и архитектуре в Бергамо и Риме; глубоко изучил античное зодчество и наследие А.Палладио. Наиболее значительной из работ, выполненных Кваренги на родине, было обновление церкви Санта-Сколастика в Субиако близ Рима (1770–1773), превращенной изнутри в один из первых в Италии храмов неоклассического типа.

    Приглашенный на русскую службу, в 1780 прибыл в Москву, где занялся перестройкой Екатерининского дворца на Яузе (не сохранился). Затем жил в основном в Петербурге. К наиболее значительным постройкам, возведенным по его проектам, принадлежат Английский дворец в Петергофе (1781–1794, разрушен в 1942), Академия наук (1783–1785), Ассигнационный банк (1783–1799), Эрмитажный театр (1783–1787), Екатерининский институт (1804; ныне часть Публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина), Конногвардейский манеж (1804–1807), Смольный институт (1806–1808), деревянные Нарвские триумфальные ворота (1814; в 1827–1834 перестроены в камне и металле В.П.Стасовым) в Петербурге, павильон «Концертный зал» (1782–1786) и Александровский дворец (1792–1796) в Царском Селе, торговые ряды на Красной площади (1786, не сохранились), Старый Гостиный двор (1790–1805) и Странноприимный дом (совместно с Е.С.Назаровым; 1794–1807; ныне институт имени Н.В.Склифосовского) в Москве. Под его руководством было создано немало проектов и для усадеб, а также провинциальных городов (к примеру, дом Денисьева в Курске, 1790; дом Сибирякова или «Белый дом» в Иркутске, 1800–1804).

    Мастер закрепил в русском зодчестве каноны классицизма, уже складывавшиеся к тому времени, но еще не получившие градостроительного размаха. Используя ограниченное число основных архитектурно-пластических модулей (колоннады большого ордера, монументальные колонные портики фасада, рустовка цоколя и т.д.) и активно открывая свои композиции в окружающее пространство, Кваренги придал классицистскому стилю – точнее ренессансно-классицистскому, с античностью, воспринятой сквозь образы Палладио, – значение универсальной нормы. Нормативный смысл имели изданные мастером альбомы гравюр с проектов Эрмитажного театра (1787), Ассигнационного банка (1791) и первый том общего собрания его проектов (1810). Важную часть наследия Кваренги составили тонированные акварелью рисунки с видами Москвы и Петербурга, а также проекты мебели и утвари.

    Умер Кваренги в Петербурге 18 февраля (2 марта) 1817.

          ДЖАКОМО КВАРЕНГИ. АКАДЕМИЯ НАУК. Петербург (1783–1785)

    Литература

    Пилявский В.И. Дж.Кваренги. Архитектор. Художник. Л., 1981
    Дж. Кваренги и неоклассицизм 18 века. СПб, 1994