Также по теме

ЛАКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ЛАКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ (англ. lacquer, фр. Laques, нем. Lackarbeiten), техника декорирования изделий из дерева, металла, папье-маше, покрытые прозрачным или более плотным веществом, называемым лаком. Как правило, эти изделия, украшенные резьбой, росписью, инкрустацией, гравировкой, отличает блеск зеркальной полированной поверхности, яркость (контрастность) цвета, а в резных лаках – богатая игра светотени.

Натуральный лак, используемый в Китае, Японии и Корее, получают из сока сумаха – лаконосного дерева (Rhus verniciflua), произрастающего на Дальнем Востоке. Работа в технике лака достаточно проста; в результате получаются поверхности различной фактуры и оттенков, которые затем могут повторно орнаментироваться. Лак хорошо противостоит влажности, выдерживает жару, действие кислот и других сильных растворителей. Благодаря этим характеристикам лакирование одинаково пригодно как для утилитарных, так и для декоративных целей.

В Индии, Юго-Восточной Азии, Мексике и Южной Америке лаки добывают из смолистых выделений, оставляемых насекомыми; получаемый в результате продукт напоминает твердый печатный воск и по своим качествам совсем не похож на натуральный лак. В европейском искусстве пытались имитировать восточные лаки, применяя разнообразные составы и техники. Ни один из заменителей не обладает уникальными свойствами натурального лака, и никакая лакировочная техника из разработанных в других частях света не сравнима с качеством восточных лаков.

НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАКИ

Лаковое дерево, произрастающее в Китае, широко культивировалось и в Японии. Сок собирали в летние месяцы, причем из деревьев не менее чем десятилетнего возраста. Сок фильтровали и обрабатывали до получения однородной консистенции; затем удаляли избыток влаги и хранили в плотно закрытой посуде. Главным компонентом этого очищенного сока является вещество урушиол, от японского уруши (лак). Максимального отвердения лак достигает в условиях влажности, поэтому его высушивают во влажной атмосфере при температуре выше 16° С; отвердение очищенного жидкого лакового сока происходит при брожении содержащихся в нем белковых элементов.

Лакирование.

Лаком можно покрывать различные материалы – дерево, бамбук, бумагу, металл, фарфор, кожу, грубую ткань и некоторые синтетические вещества. Однако чаще всего лакируют дерево, обладающее красивой по рисунку древесиной – кипарис, кедр или сосну. При изготовлении шкатулок или подносов дерево обрабатывают с большой тщательностью. После того как поверхности изделия придается абсолютная гладкость, на нее наносится тонкий слой сырого лака, который действует как закрепитель. Все щели и трещины в поверхности заполняют смесью древесной пыли, крахмала и лака. Затем с помощью крахмала и лака фиксируют слой пеньковой материи. Далее поочередно наносят несколько слоев жженой глины или вулканического пепла в смеси с лаком, которые после высыхания грунтуют до гладкости. Этот процесс повторяется с некоторыми изменениями в составе смесей, затем поверхность снова полируется. После этого накладывается последний подготовительный слой, просушивается и полируется точильным камнем.

Вслед за этой сложной подготовительной работой накладываются дополнительные слои лака более высокого качества и твердости, каждый требует по меньшей мере одного дня для просушки и полировки. Поскольку на один предмет наносится не менее 35 слоев, а то и больше, процесс лакирования происходит чрезвычайно медленно. Красители, чаще всего включающие в свой состав оксид свинца и светло-желтое осушающее перилловое масло, добавляют в последние слои. В состав полирующих агентов входят сосновая зола и порошок из жженых оленьих рогов.

Декорация.

Множество методов декорирования лаковых изделий разделяются на две категории: резьба и роспись поверхности. В области резных лаков (tiao ch'i) превосходства достигли китайцы; особенно замечательны те произведения, в которых рисунок вырезан в последовательных слоях чередующейся окраски (метод, называемый японцами гури). Не менее знамениты покрытые сложной узорной резьбой краснолаковые китайские изделия; красный цвет лаку придает киноварь, ртутная руда. Кроме рельефной многоплановой резьбы к знаменитым китайским техникам относятся тончайшая полихромная и золотая роспись лаками по черному или цветному фону, инкрустация перламутром, оловом и серебром (пейзажи, цветы, бытовые сцены). Сходны лаки Кореи, Японии, Юго-Восточной Азии.

Японские лаки знамениты техникой накладного декора.

Процесс изготовления этих изделий сложен и состоит из нескольких этапов, которые могут варьироваться. Один из наиболее распространенных японских методов – маки-э. Эта техника, известная в нескольких вариантах, в основном заключается в разбрызгивании золотого или серебряного (или того и другого) порошка по лакированной поверхности для получения желаемого узора. Другой тип японского декора – кириканэ (резаный металл), в котором поверхность лака усеяна многочисленными, отдельно наложенными тонкими маленькими квадратами из золота, серебра или олова. Третий вид, хёмон (инкрустация металлическими пластинами), заключается в использовании тонких металлических листов, произвольно нарезанных и вставленных в лаковую поверхность. Другая техника инкрустации, радэн, использует перламутр, а также жемчуг и слоновую кость. Техника радэн была известна и китайцам; их лаки, инкрустированные кусочками переливчатого голубого и зеленого перламутра, относятся к варианту, который позднее стал называться французским термином lac burgautée. Китайцы использовали для инкрустации множество дополнительных материалов, в том числе нефрит, коралл, слоновую кость, фарфор.

История.

Китай.

В Китае лаковые изделия известны уже со второго тысячелетия до н.э. К 4–3 вв. до н.э., в поздний период династии Чжоу, искусство изготовления лаковых изделий достигло высокой степени сложности и технического мастерства.

В правление династии Сун (10–13 вв.) основные виды этой техники получили дальнейшее развитие. Высочайшей утонченности искусство лака достигло на протяжении последующих трех столетий правления династии Мин (14–17 вв.).

Массовый экспорт китайских лаков в Европу начался в конце 17 – начале 18 в., что повлияло на увлечение европейцев китайской орнаментикой, мода на которую продолжалась в течение нескольких поколений. В то же время появились т.н. коромандельские лаки, отличающиеся блестящим черным или цветным покрытием с вырезанным рисунком, оттененным красками и золотом. Такие лаковые предметы, чаще всего ширмы, по прибытии в Европу разрезались на панели и вставлялись отдельными фрагментами в европейскую мебель. В 18 в. процветала широкая торговля лаковыми изделиями, изготовленными специально для европейского рынка. Повсюду, особенно в Кантоне, китайские мастера стремились угождать западному вкусу, и нередко европейские торговые компании снабжали их рисунками. В целом китайские лаки, предназначенные на экспорт, были худшего качества, чем для внутреннего рынка; из этих изделий наиболее распространены черные шкатулки, небрежно разукрашенные золотом.

Япония.

Искусство лаков проникло в Японию из Китая через Корею ок. 6 в. В эпоху Хэян (8–12 вв.) японские лаки обрели собственный стиль, а китайское влияние значительно ослабло. Первое упоминание маки-э, чисто японской техники декора, относится уже к 9 в., и с этого времени ее развитие не прерывалось. Дальнейшие технические и художественные достижения относятся к периодам Камакура (12–14 вв.) и сёгуната Асикага (14–16 вв.); из них следует отметить камакурабори – резное дерево, покрытое толстым слоем красного или черного лака. Золотые лаки периода Асикага были предметом зависти в Китае. К периоду Момояма (конец 16 – начало 17 в.) относятся работы известного мастера Хон-Ами Коэцу, отмеченные уверенным и простым рисунком, выполненным в технике инкрустации перламутром и металлом в сочетании с маки-э.

В эпоху сёгуната Токугава (17–19 вв.) описанные выше техники получили развитие в творчестве таких выдающихся художников, как Огата Корин, Рицюо и Сибата Дзэсин. Японские лаки в этот период экспортировались в Голландию, однако первая их выставка в Европе была организована в 1867 в Париже.

ПОДРАЖАНИЕ ВОСТОЧНЫМ ЛАКАМ В ЕВРОПЕ

К концу 17 в. огромная популярность и все возрастающий спрос на восточные лаки привели к тому, что в европейских странах были предприняты попытки изготовления подобных вещей. В Европе появились лакированная мебель и декоративные предметы, подражавшие одному из самых дорогих видов восточного импорта.