Содержание статьи
    Также по теме

    ЛЕБЕДЕВ, ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ

    ЛЕБЕДЕВ, ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ (1891–1967), русский художник, самобытный представитель русского авангарда, мастер дизайна детской книги.

    Родился в Петербурге 14 (26) мая 1891 в семье предпринимателя. Посещал в 1910–1914 мастерскую Ф.А.Рубо, а также Школу рисования, живописи и скульптуры М.Д.Бернштейна и Л.В.Шервуда (где познакомился со своей будущей женой, художницей С.Д.Дормилатовой (Лебедевой)), в 1912–1914 учился в петербургской Академии художеств. Рисовал для журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (1911–1917). Был одним из организаторов агитационных «Окон РОСТА» в Ленинграде (1920–1921). Примыкал к авангардистскому «Объединению новых течений в искусстве» (1922–1923) под председательством В.Е.Татлина; испытал большое влияние последнего. Позднее был членом общества «Четыре искусства».

    В свой авангардный период создавал элегантные контррельефы, исследующие фактурно-пластические возможности разных материалов, а также натюрморты в духе иронического дадаизма или более строгого декоративно-синтетического кубизма (Натюрморт с ботинком, 1920, Русский музей; серия Кубизм, 1922). Вернулся к фигуративному искусству и тонкой светотеневой моделировке форм в графическом цикле Прачки (карандаш, тушь, гуашь; 1920–1925). Близки по своей поэтике прозе М.М.Зощенко его гротескные, исполненные в той же технике серии Панель революции (1922) и Нэп (1925–1927). Лебедев нашел удачную возможность для развития своего дара художника-экспериментатора в русле оформления детской книги, – его книжки-картинки 1920-х годов (с текстами С.Я.Маршака – Сказка о глупом мышонке, Цирк, обе – 1925; Багаж, 1926; Усатый-полосатый, 1930; и др.), веселые, ритмически-орнаментальные, остроумно соединившие «мирискусническую» и футуристическую традиции, принадлежат к шедеврам этого вида искусства.

    В последующие десятилетия по-прежнему успешно работал как «книжник» и станковист, примыкая, как и многие былые авангардисты, к умеренно-оппозиционному, как бы полуофициальному «тихому искусству». Для его творчества «эпохи соцреализма» особенно характерны женские портреты и типажи, полные чуть ироничного (Девушка в футболке с букетом, 1933, Русский музей) или задушевно-лирического эротизма (серия литографий Обнаженная натура, 1949).

    Умер Лебедев в Ленинграде 21 ноября 1967.

    См. также ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА.

    Литература

    Петров В. В.В.Лебедев. Л., 1972
    В.В.Лебедев. Живопись, графика 1920–1930-х из коллекции Русского музея (каталог). СПб, 1994