Содержание статьи
    Также по теме

    ЛЕДУ, КЛОД НИКОЛА

    ЛЕДУ, КЛОД НИКОЛА (Ledoux, Claude Nicolas) (1736–1806), французский архитектор и теоретик искусства, один из основоположников стиля ампир.

    Родился в Дорман-сюр-Марн (Шампань, северо-восточная Франция) 21 марта 1736. Приехав в Париж (1750-е годы), сперва изучал искусство гравюры, затем занимался в архитектурной школе Ж.-Ф.Блонделя (испытав особое влияние последнего) и работал в бюро зодчего Л.-Ф.Труара. Став модным архитектором парижской знати, в 1771 получил звания «королевского комиссара» и «инспектора соляных приисков Франш-Конте» (на востоке Франции, в бассейне Соны), а в 1773 – звание «королевского архитектора».

    Работы Леду, из которых сохранились лишь немногие (парижский отель – т.е. особняк – Ольвиль, перестройка 1764–1766; замок Бенювиль в Нормандии, 1768–1777; постройки для мадам дю Барри – павильон в Лувесьенне, 1770–1772, и Пти-Шато в Обонне, 1772–1773), способствовали утверждению неоклассицизма или «стиля Людовика XVI». Исторически значителен театр в Безансоне (1771–1773); заменив здесь традиционные ярусы и ложи более «демократическим» внутренним амфитеатром, Леду дополнительно зафиксировал эту идею в сюрреальной гравюре с театральным залом, вписанным в человеческий глаз. Однако главным руслом его стилистического новаторства явились работы, развернувшиеся с 1774 при соляных приисках Шо (Франш-Конте), и в еще большей степени – связанные с ними проекты.

    Леду задумал выстроить в Шо идеальный город, различные функции которого выражались бы не только в полукруглой структуре плана (сосредоточенного вокруг завода и в то же время рассчитанного на оптимальное удовлетворение всех внеиндустриальных потребностей рабочих), но и в самой форме главных зданий, поражающих своим стереометрическим лаконизмом. Так, «Дом садовника» принял форму шара, поставленного прямо на землю, а «Дом смотрителя источников» – полого цилиндра, сквозь который протекал бы горный поток. Наряду с домами «братства», «добродетели» и «воспитания» был предусмотрен и «общественный лупанарий», дом терпимости (в виде фаллоса по своему плану). Замысел Леду предвосхитил как градостроительные начинания Р.Оуэна и других утопистов, так и позднейшее авангардно-функционалистское зодчество с его геометризованными формами, поэтому Леду часто называют «первым мастером современной архитектуры». Строительство в Шо (1774–1779) прервалось в связи с финансовыми трудностями, затем Французская революция сделала его и вовсе невозможным; наиболее же экстравагантные здания остались лишь на бумаге.

    Примером более практичной реализации принципов ампира – в значительной мере упрощающих формы прежнего классицизма, но с другой стороны максимально усиливающих их градостроительную, социально-организующую роль – стали «парижские ворота» Леду, таможенные заставы, которые призваны были опоясать всю столицу. Их было выстроено пятьдесят (1785–1789), но сохранились лишь четыре; остальные были разрушены в числе прочих «символов тирании» (наиболее известна застава Вийет с ее монументальной ротондой). Подобно осуществленным постройкам Шо, они впечатляют своей суровой мощью.

    В 1793–1794 Леду был заключен в тюрьму вместе с жирондистами, но освобожден при Термидоре. Поздние годы посвятил теоретическим комментариям к своим утопическим проектам, издав первый их том под заглавием Архитектура с позиций искусства, нравов и законодательства (1804; второй том вышел посмертно, в 1847). Здесь пропагандировал принципы красноречивого по формам, «говорящего» зодчества, активно способствующего совершенствованию общества.

    Умер Леду в Париже 19 ноября 1806.

          КЛОД НИКОЛА ЛЕДУ. Дом директора

    Литература

    Грабарь И.Э. Ранний александровский классицизм и его французские источники. – В кн.: Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М., 1969
    Аркин Д.Е. Образы архитектуры и скульптуры. М., 1990