Содержание статьи
    Также по теме

    ЛЕОНИДОВ, ИВАН ИЛЬИЧ

    ЛЕОНИДОВ, ИВАН ИЛЬИЧ (1902–1959), русский архитектор, яркий представитель русского авангарда, один из виднейших мастеров «бумажного» (т.е. ценного своими предвидениями, а не практикой) зодчества 20 в.

    Родился на хуторе Власиха близ села Бабино (Тверская губерния) 9 (22) января 1902 в семье сторожа-лесника. В юности учился у деревенского иконописца, после революции работал секретарем Бабинского волисполкома. В 1920 поступил в Свободные художественные мастерские в Твери; продолжил образование в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1921–1927), где главным его учителем был А.А.Веснин. В вузовские годы вошел в состав «Объединения современных архитекторов» (ОСА), а также в редколлегию издававшегося этой группировкой журнала «Современная архитектура». В 1941–1943 находился в действующей армии. Жил в Москве.

    Сложился как мастер в те времена, когда русский конструктивизм переживал тяжелый кризис: и в силу внутренних раздоров, и по причине разворачивающейся переориентировки всей культурной политики с авангарда на классическую традицию. В этих условиях замыслы Леонидова были изначально обречены на то, чтобы остаться в стадии проектов (хотя он упорно и логично доказывал их техническую осуществимость). Однако конструктивизм (и породивший его футуризм) превратились в его макетно-«бумажном» творчестве в плодотворнейшую футурологию, наметившую будущие пути развития строительства и дизайна. В его замыслах, предназначенных (если это специально не указывается) для Москвы, – в проектах Института библиотековедения имени В.И.Ленина (1927), клуба нового социального типа (1928), памятника Х.Колумбу для Санто-Доминго (1929), Дома промышленности (1929–1930), системы социалистического расселения при Магнитогорском металлургическом комбинате (1930), дома Наркомтяжпрома (1934) – четко выразились идеи, предвосхитившие «органическую архитектуру» и «интернациональный стиль» середины и второй половины 20 в. Отвергая «накладной» декор, Леонидов был романтиком конструкции и самой формы, которая становилась у него то как бы «парящей», подвешенной на растяжках-вантах (Институт библиотековедения), то величаво-незыблемой наподобие древних, обращенных к небу монументов (небоскреб Наркомтяжпрома). Его композиции, порой фантастико-утопические по своему размаху (цикл рисунков Город Солнца, 1950-е годы), принадлежат к шедеврам современной архитектурной графики.

    Реально осуществить ему удалось совсем немного: ряд оформительских работ (в том числе дизайн интерьеров Дворца пионеров в Калинине, 1940), а также изысканную по композиции лестницу-«амфитеатр» в санатории имени С.Орджоникидзе в Кисловодске (1937–1938).

    Умер Леонидов в Москве 6 ноября 1959.

    Литература

    Александров П.А., Хан-Магомедов С.О. Иван Леонидов. М., 1971