Содержание статьи
    Также по теме

    ЛИПШИЦ, ЖАК

    ЛИПШИЦ, ЖАК (Lipchitz, Jacques) (1891–1973), французский скульптор. Наиболее известны его работы в стиле кубизма, а также более поздние монументальные скульптуры. Липшиц родился 22 августа 1891 в городе Друскининкай (Литва), в 1909 уехал в Париж и четыре года учился в академии Рансона. В юности испытал влияние творчества Огюста Родена. В 1913–1914 в работах Липшица появились геометрические формы, например в композициях Акробат на лошади и Матрос с гитарой. Во время Первой мировой войны он создавал кубистические скульптуры – абстрактные фигуры, где плоскости различных поверхностей накладывались друг на друга. Позднее произведения скульптора обрели менее абстрактный характер (Купальщицы и Пьеро).

    Поворотной точкой в творчестве Липшица стал переход к экспрессивному натуралистическому стилю; в качестве примеров можно привести скульптурные группы Мать и дитя (1930) и Возвращение блудного сына (1931). Вначале сюжеты произведений были навеяны собственным жизненным опытом скульптора, но вскоре в них нашли отражение политические и нравственные проблемы того времени – депрессия и приход к власти Гитлера. Липшиц стремился выражать свои идеи с помощью символических, библейских и мифологических сюжетов: Борьба Иакова с ангелом (1932) и Похищение Европы II (1938). Его работы часто были огромного размера, например девятиметровый Прометей, экспонировавшийся на Международной выставке 1937 в Париже. В 1941, после оккупации Франции, Липшиц уехал в Нью-Йорк. Среди произведений начала 1940-х годов следует отметить колоссальные скульптуры Тезей, Благословение и трогательную композицию Мать и дитя I . Скульптуры другой серии, известные под названием «прозрачные» (1941–1942), были еще большего размера и отличались экспрессивной трактовкой темы страсти (Невеста и Новобрачная). Липшиц создал также несколько драматических фигур с вывороченными внутренностями, которые должны были символизировать массовую трагедию евреев в Европе, – Чудо, Молитва и монументальная Жертва. Затем он получил заказ на статую Мадонны для церкви в Асси (Франция). Это аллегорическое изображение Богоматери было отлито в бронзе в 1956 и считается одним из самых выдающихся произведений религиозной скульптуры 20 в.

    Умер Липшиц на Капри 26 мая 1973.

     IGDA     ЖАК ЛИПШИЦ. МАТРОС С ГИТАРОЙ       Mary Ann Sullivan, www.bluffton.edu~sullivan     ЖАК ЛИПШИЦ. МАТЬ И ДИТЯ. Бронза, 1941–1943. Балтиморский музей

    Литература