Содержание статьи
    Также по теме

    ЛУКОМСКИЙ, ГЕОРГИЙ КРЕСКЕНТЬЕВИЧ

    ЛУКОМСКИЙ, ГЕОРГИЙ КРЕСКЕНТЬЕВИЧ (1884–1952), русский историк искусства и художник, представитель модерна и знаточеско-краеведческого направления историко-художественной мысли.

    Родился в Калуге 2 (14) марта 1884 в семье инженера-путейца. После неудачной попытки поступить в петербургскую Академию художеств (в 1903) учился в частных художественных школах Казани, а в 1903–1915 (с перерывами) на архитектурном отделении Академии художеств. В 1907–1913 занимался в московской студии К.Ф.Юона. Много путешествовал по Западной Европе, России и Украине, изучая старинную архитектуру. Был близок к «Миру искусства». Выступая в печати с 1908, публиковал свои статьи в журналах «Старые годы», «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон». Первоначально жил преимущественно в Петербурге.

    Циклы архитектурно-видовых рисунков Лукомского, обычно тонированных акварелью, гуашью или пастелью (Древлянские напевы, Казань, Старая Варшава, По городам Италии, Старый Париж, Старый и новый Петербург и др.), неотделимы от его исторических наблюдений, тем более что этими рисунками он постоянно иллюстрировал свои публикации. Его романтичная графика, однако, и поэтически-самоценна, что проявилось, в частности, в композициях, сопровождавших первую публикацию Стихов об Италии А.А.Блока («Аполлон», 1910, № 4). Как исследователь соединял тонкий эстетизм созерцателя-знатока с углубленным интересом к проблеме центра и провинции (стремился всячески подчеркнуть важную и достаточно самобытную роль последней в истории культуры). После Февральской революции входил в Особое совещание по делам искусств и руководил комиссией, ведавшей описью и реставрацией памятников Царского Села. В 1918 стал председателем архитектурного отдела при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины, в этой должности провел научную регистрацию многих зданий Киева, а в начале 1919 организовал и возглавил музей на базе собрания Б.И.Ханенко (ныне Киевский музей западного и восточного искусства). Позже через Крым выехал в Константинополь и в 1920 обосновался в Париже.

    На Западе продолжал активно работать как художник, но в первую очередь как архитектуровед и критик. Помещал статьи в эмигрантских изданиях («Жар-птица», «Накануне», «Последние новости»), западных журналах по искусству («Apollo», «The Studio», «Emporium» и др.), а также в советской периодике («Среди коллекционеров», «Жизнь искусства», «Красная панорама»). К его обширной русской библиографии (книги О художественной архитектуре провинции; Прогулки по старым кварталам Парижа; Кострома (все – СПб, 1912); Старинные театры, т. 1, СПб, 1913; Вологда в ее старине, 1914; Галиция в ее старине, 1915; Старый Петербург, 1916; Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства, ч. 1 – «Русская провинция», 1916; Современный Петроград. Очерки истории возникновения и развития классического строительства. 1900–1915, 1916; Старинные усадьбы Харьковской губернии, ч. 1, 1917 (все – Петроград); Царское село. М., 1923; Художник и революция. Берлин, 1923; Музей Ханенко, Париж, 1925; Задачи русского искусства за пределами СССР, Париж, 1925) добавились издания на других языках: Vicenza. Vicenza, 1923; Russisches Porzellan, Berlin, 1924; Russische Baukunst. Berlin, 1924; L'art dans le Russie des Soviets, 1925; Andrea Palladio, 1927; Jacques Vignole, 1927; Les Russes, 1929; Kiev, la ville sainte de Russie, 1929; Les Sangallo, 1934 (все – Париж); History of Modern Russian Painting. 1840–1940, 1940; Charles Cameron, 1943; The Jewish Art in European Synagogues, 1947 (все – Лондон). Внес большой вклад в изучение русского искусства в общеевропейском контексте, а также в исследования зодчества итальянского Возрождения; книга же о художественных древностях европейских синагог (1947) значительно активизировала научный интерес к еврейскому искусству средневековья. С 1940 жил в Лондоне, по окончании войны часто наезжал во Францию.

    Умер Лукомский в Ницце 5 марта 1952.

    Литература

    Кобак А.В., Северюхин Д.Я. Материалы к биографии Г.К.Лукомского. – В кн.: Анциферовские чтения. Л., 1983