Содержание статьи
    Также по теме

    МАНСУРОВ, ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ

    МАНСУРОВ, ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (1896–1983), русский художник, мастер живописи и дизайна, представитель авангарда.

    Родился в Петербурге 2 (14) марта 1896 в семье церковного певчего. В 1909–1915 изучал (под руководством В.В.Матэ) гравюру в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица, занимался анатомией у художника В.Е.Савинского. Посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств (1912–1915). Служил в военной авиации (1915). В 1915–1917 познакомился с П.Н.Филоновым, К.С.Малевичем и рядом других авангардистов, работал в московской мастерской В.Е.Татлина. После революции некоторое время (1919–1920) провел у родителей в Казани, где был арестован ЧК по подозрению в дезертирстве и несколько месяцев просидел в тюрьме; после этого преподавал в местном художественном училище. Позднее жил в Москве и Петрограде, принимал активное участие в деятельности Института живописной культуры (Инхук), где существовал его как бы «персональный» экспериментальный отдел.

    Внес большой вклад в футуристическую сценографию (балет Упманн. Курительная шутка на музыку А.С.Лурье в царскосельском Китайском театре, 1918; эскизы к несостоявшейся постановке оперы Н.А.Римского-Корсакова Золотой петушок, 1920), выполнял эскизы монументального агитпропа. Вошел в авангардную художественную традицию прежде всего своими «живописными формулами» – вертикальными композициями со строго отобранным минимумом геометрических и линейных элементов (Пиво. Черные и белые прямоугольники, два варианта 1920, галерея А.Сапоне, Ницца; и др.); иногда включал в них рельефные вставки и фотоколлажи. Параллельно писал более традиционные импрессионистически-живописные работы. Как и Малевич, стремился к радикальному обновлению языка искусства, однако – в противовес мистическому техницизму последнего – считал оптимальным исходным пунктом «живой рост формы в Природе» (из декларации Против академиков-формалистов, 1926). Тяга к подобного рода первозданности, противопоставление природного Востока машинному Западу обусловили творческие симпатии к С.А.Есенину; в 1926 Мансуров воздвиг в Инхуке временный мемориал последнему – в виде инсталляции, сочетающей фотографии с реальным крестьянским костюмом, кусочками коры и раскрашенными досками.

    Выехав в 1928 с выставкой своих работ в Италию, остался за границей. С 1929 жил в Париже, часто наезжая на юг Франции. Не добившись коммерчески-галерейного успеха своих «живописных формул», обратился (по совету супругов Делоне) к прикладному искусству. Создавал эскизы для парижских домов высокой моды (Пату, Шанель, Ланвэн, Гермес и др.), позднее работал также как реставратор. Пробудившийся в 1950-е годы интерес к русскому авангарду 1910–1920-х годов вдохновил его на активный возврат к прежней манере, которая оказалась достаточно актуальной, напоминая постмодернистский минимализм.

    Умер Мансуров в Ницце 2 февраля 1983.

    См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

    Литература

    Павел Мансуров. Петроградский авангард (каталог). СПб, 1995