Содержание статьи
    Также по теме

    МАТТА, РОБЕРТО

    МАТТА, РОБЕРТО (Matta, Roberto Sebastian) (наст. имена и фамилия Роберто Себастиан Матта Эчауррен) (1911–2002), чилийский художник, один из лидеров латиноамериканского арт-авангарда.

    Родился в Сантьяго 11 ноября 1911. Изучал архитектуру в Католическом университете Чили в Сантьяго, окончив его в 1931. В 1933–1935 жил в Париже, где посещал Школу градостроительства и архитектуры, а также работал в мастерской Ле Корбюзье. В 1936 принял участие в испанской Гражданской войне на стороне республиканцев, затем вернулся во Францию. В 1939–1949 жил в Нью-Йорке, в 1949–1954 в Италии и Англии, а с 1954 – преимущественно в Париже.

    Обратился к живописи под влиянием сюрреалистов, стремясь выработать пропагандируемую ими технику подсознательного «автоматического письма». Главным полем его раннего творчества стал родственный образам И.Танги фантастический пейзаж (Предвидение, 1939, собрание Библиотеки имени У.Вордсворта, Хартфорд, шт. Коннектикут). Активно экспериментировал с красочной фактурой, усиливая эффект поэтического транса (Вот, сэр Огонь, жри!, 1942; Хмель Эроса, 1944; обе работы – Музей современного искусства, Нью-Йорк). Увлекался своеобразным сюрреалистическим историзмом, создавая картины с конгломератами идолоподобных фигур (Будучи вместе, 1945–1946, галерея П.Матисс, Нью-Йорк); в этих живописных «механизмах» сказалось влияние ассамбляжей М.Дюшана. В типических вещах Матта, воплощающих природу в состоянии перманентного хаоса, взвихренная сеть крупных штрихов-«искр» парит на темном фоне среди смутных, но ярко мерцающих цветных форм. Со временем все чаще превращал свои картины в большие панно, внося в названия торжественно-эпическое начало (Покрывать землю новой росой, 1953, Музей современного искусства, Нью-Йорк; Давать безболезненный свет, 1955, частное собрание, Брюссель). Не раз обращался и к монументально-декоративному искусству (панно в здании ЮНЕСКО в Париже, 1956; и др.). В конце 1950-х – 1960-е годы пытался придать новый импульс движению сюрреализма, выдвинув анархо-популистскую программу «революционной эротики».

    Поздние его вещи нередко принимали вид политических транспарантов или плакатов (Че Гевара, 1967, частное собрание, Париж). Вернувшись в Чили на волне революционного брожения (1970), сотрудничал с арт-бригадой «Рамон Парра», создавая агитационные настенные росписи (впоследствии, с победой контрреволюции, уничтоженные). В 1973 эмигрировал из страны. Не раз превращал свои выставки в Европе в акции протеста против правления А.Пиночета.

    Умер Матта 23 ноября 2002 в Италии.

    РОБЕРТО МАТТА. БЕЗ НАЗВАНИЯ, 1951  IGDA