Содержание статьи
    Также по теме

    МАТВЕЕВ, АНДРЕЙ

    МАТВЕЕВ, АНДРЕЙ (1701–1739), русский художник, один из основоположников новой русской живописной школы, связанной с реформами Петра I и его преемников.

    Дата и место его появления на свет, равно как и его точный социальный статус и отчество до сих пор не установлены. Находясь в свите Екатерины I, в 1716 был оставлен для обучения в Амстердаме и одиннадцать лет провел в Нидерландах и Фландрии, в том числе в антверпенской Академии художеств (с 1725), первым из русских художников пройдя столь длительную заграничную школу. Вернувшись на родину в 1727, стал также и первым среди русских мастеров, кто занял руководящее положение в «живописной команде» Канцелярии от строений. Сотрудничая с архитекторами Д.Трезини и М.Г.Земцовым, сыграл ведущую роль в декоративном оформлении ряда важнейших религиозных и светских построек тогдашних Петербурга и Петергофа. Наиболее достоверен – в смысле авторства – цикл евангельских композиций в Петропавловском соборе (Сретение, Моление о чаше, Вознесение Христово и др., 1728–1733; были частично утрачены и воссозданы в 1876–1877); эти работы свидетельствуют об уверенном освоении опыта западного барокко.

    К фламандскому барокко всецело примыкает матвеевская Аллегория живописи (1725, Русский музей), где полунагая фигура Живописи с амурами и парящей над ними Афиной-Минервой погружены в мягко затененную атмосферу художественной мастерской. Матвеев получил известность прежде всего как портретист, хотя бесспорных его произведений и в этой сфере известно совсем немного: это портреты князя И.А.Голицына и княгини А.П.Голицыной (1728; обе работы – частное собрание, Москва). Наиболее значительна последняя картина, где сквозь барочно-рокайльные стереотипы проступает меланхолически-отчужденный образ дамы, носившей экстравагантный титул «князь-игуменьи всепьянейшего собора». По праву знаменит автопортрет мастера с женой (1729?, там же), первый русский парный портрет как таковой (высказывалась, правда, гипотеза, что на самом деле это изображение принцессы Анны Леопольдовны и ее мужа принца Антона Ульриха Брауншвейгского). Молодые здесь с наивно-трогательной гордостью заявляют о своей любви, привлекая внимание зрителя жестами, эмоционально выражающими их взаимные чувства; достаточно эмоционален и нежен и теплый колорит картины.

    Будучи руководителем «живописной команды», Матвеев оставил немало учеников, работавших его подмастерьями.

    Умер Матвеев в Петербурге 23 апреля (4 мая) 1739.

    Литература

    Ильина Т.З., Римская-Корсакова О.В. А.Матвеев. М., 1984