Содержание статьи
    Также по теме

    МОХОЙ-НАДЬ, ЛАСЛО

    МОХОЙ-НАДЬ, ЛАСЛО (Moholy-Nagy, László) (1895–1946), венгерский художник, работал в живописи, скульптуре, кино, фотографии, промышленном дизайне и сценографии, преподавал и писал о проблемах творчества. Мохой-Надь был одним из самых изобретательных и многопрофильных деятелей современного искусства. В поисках средств выражения он осваивал новейшие достижения техники и науки.

    Мохой-Надь родился 20 июля 1895 в Бачборшод (Венгрия); получил юридическое образование. Во время Первой мировой войны, выздоравливая после ранения, начал рисовать и вскоре оставил юриспруденцию, всецело посвятив себя искусству. В 1919 эмигрировал в Берлин. Он увлекался наиболее передовыми течениями: сначала кубизмом и футуризмом, затем дадаизмом и, наконец, супрематизмом, лаконичными и строго геометрическими композициями основателей этого направления – Эля Лисицкого и Казимира Малевича. На своей первой выставке в Берлине в 1922 Мохой-Надь экспонировал знаменитые Телефонные картины. Название объясняется тем, что эти изделия из эмалированного металла были изготовлены на фабрике вывесок по заказу, продиктованному «автором» по телефону. Композиции со скупым геометрическим рисунком олицетворяли имперсональность и техническую точность массовой продукции, а также свойственное дадаизму стремление шокировать публику. В более поздних работах Мохой-Надь использовал пульверизатор для нанесения красок, стремясь усилить впечатление холодности и анонимности. Он писал: «Я даже перестал подписывать свои картины. Я ставил числа и буквы и необходимые данные на обратной стороне холста, словно это не картины, а автомобили, самолеты или другие промышленные товары».

    В 1923 Мохой-Надь начал преподавать дизайн в Баухаузе – школе, создатели которой стремились объединить искусство и производство. В это же время он создавал «свето-пространственные модуляторы» – полуархитектурные конструкции, в которых плоскости и отдельные части находились в разных пространственных соотношениях. Позднее он стал приводить эти конструкции в движение посредством скрытых моторов, что при особой подсветке создавало узоры из теней, меняющих свои очертания, поэтому Мохой-Надь считается пионером в области кинетической скульптуры. В 1925 он начал заниматься фотографией и одним из первых использовал монтаж кадров, достигая новаторских зрительных эффектов.

    В 1928 Мохой-Надь покинул Баухауз и занялся сценографией в экспериментальном театре Эрвина Пискатора в Берлине. В 1935 он поселился в Лондоне, где снимал документальные фильмы и делал эскизы весьма необычных декораций города будущего к фильму Форма будущего. Двумя годами позже Мохой-Надь переехал в США и основал Школу дизайна в Чикаго, директором которой оставался до самой смерти 24 ноября 1946. Мохой Надь – автор целого ряда статей и книг, в которых он изложил свои эстетические теории, среди них – Новое видение (1938) и Видение в движении (1947).

     IGDA/G. Nimatallah     ЛАСЛО МОХОЙ-НАДЬ. БОЛЬШАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. Абстрактная композиция. 1920. Коллекция Тиссен-Борнемиса, Мадрид.