Содержание статьи
    Также по теме

    МОЗАИКА

    МОЗАИКА (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, букв. – посвященное музам) – разновидность монументальной живописи, а также техника монументальной декорации, в которой изображение создается из мелких кубиков (тессер, от лат. tesserae) мрамора, гальки, керамической плитки, смальты (глушенного стекла) и др. на сглаженной загрунтованной поверхности пола, стен или потолка. Обнаруженные во время раскопок в шумерском городе эль-Убейд (Междуречье) фрагменты красных и черных глиняных конусов в форме гвоздя свидетельствуют о том, что техника настенной мозаики была известна уже в 3500 до н.э. Небольшая плакетка, называемая «Штандарт войны» (ок. 2600 до н.э., из города Ура в Междуречье, ныне в Британском музее в Лондоне) украшена плоским рельефом, выложенным из лазурита и розового песчаника, тоже принадлежит шумерскому искусству. Египтяне применяли стеклянную мозаику в ювелирных изделиях. Следы мозаик обнаружены в раскопках городов минойской культуры на Крите и микенской на территории материковой Греции (ок. 2000–1400 до н.э.). Также в разных частях Греции при раскопках находят напольные мозаики, выложенные черной и белой галькой; некоторые из них датируются концом 5 в. до н.э. В эллинистический и римский периоды напольные мозаики, набранные из разноцветных мраморных кубиков на светлом фоне, создавались по всему Средиземноморью. В раннехристианскую эпоху мозаика стала использоваться для украшения не только полов, но и стен и сводов. В Северной Африке и языческие, и христианские надгробия нередко украшались мозаикой. В Византии в 5–15 вв. было создано множество прекрасных настенных мозаик, кубики которых изготавливались из смальты, перламутра и других драгоценных материалов. Фоны выкладывались золотой смальтой, сделанной из прозрачной стеклянной массы, наплавленной на тонкий лист золота. Техника мозаики продолжает использоваться и в настоящее время.

    Метод изготовления мозаики в древней Греции и Риме состоял из ряда процессов. Сначала землю утрамбовывали, чтобы образовалась ровная поверхность. На нее укладывали основание из камня, сухой гальки и извести толщиной 15–23 см. На образовавшийся слой наносили другой, 10–15 см толщиной, составленный из извести и битого кирпича, смешанных с водой. По еще мягкой поверхности наносился предварительный рисунок, а затем клали кубики или гальку гладкой стороной кверху. Поверх мозаику заливали жидким закрепляющим цементом, щели и трещины промазывали кистью. Когда все застывало, поверхность полировали. Другого типа мозаика полов, называемая opus sectile, а позднее opus alexandrinum, составлялась из крупных осколков мрамора или других разноцветных камней. Современные узорные полы создаются подобным образом.

    Техника мозаики, восходящая к античной традиции, называется римской мозаикой. Такая мозаика выкладывается из кубиков смальт и камня. Существует также тип т.н. флорентийской мозаики, когда изображение выкладывается по контуру и составляется из тонких пластин разноцветных мраморов и яшм. Если мозаичный набор изготавливается из различных пород дерева, такое произведение называется интарсия.

    Смальтовая мозаика может быть изготовлена двумя способами: 1) «прямой набор» – изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в незатвердевшем штукатурном слое; 2) «обратный набор» – изображение выкладывается на кальке будущей картины лицевой стороной вниз и, после закрепления тыльной стороны, лицевая поверхность окончательно обрабатывается, иногда шлифуется и покрывается воском. «Обратным набором» были выполнены мозаичные картины во 2-ой пол. 19 в. для Исаакиевского собора в Петербурге, точно повторявшие живописные оригиналы.

    В России мозаика применялась для украшения храмов издавна, известна еще со времен Киевской Руси (Софийский собор, Михайловский златоверхий монастырь в Киеве). В 18 в. М.В.Ломоносов с учениками возродил искусство мозаики и создал ряд мозаичных картин. С сер. 18 в. появилась т.н. русская мозаика: набор из пластинок камня одной породы: малахита, яшмы, лазурита и др. самоцветов на поверхности столешниц, колонн, ваз, шкатулок, имитирующий изделие, высеченное из цельного камня.

    В 20 в. в технике мозаики работали Антонио Гауди (Испания), Фернан Леже (Франция), Диего Ривера (Мексика), Ханс Эрни (Швейцария). В России мозаика применялась для украшения станций метрополитена и общественных зданий (А.А.Дейнека, П.Д.Корин, И.М.Рабинович, Б.А.Тальберг и др.)

     IGDA/A. De Gregorio     МОЗАИКА в церкви Сан Витале в Равенне            МОЗАИКА на стене монастыря Саеднайской Божьей Матери, Сирия