Также по теме

МУЗЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

МУЗЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (лат. мuseum, от греч. мuseion – храм муз) – научно-исследовательское и просветительское учреждение искусствоведческого профиля. В музеях хранят, собирают, изучают, экспонируют и популяризируют произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, памятники архитектуры, археологии, этнографии, истории и пр.

По данным на 1996 музейный фонд России включает более 40 млн. движимых памятников истории и культуры. Хранятся они более чем в 1,6 тысяч музеев, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, органов исполнительной власти и частных лиц.

Какими бывают художественные музеи.

Коллекции художественных музеев состоят чаще всего из подлинников, но иногда – из слепков и копий. Первый музей слепков был создан в 1827 в Бонне. Наиболее известны такие музеи слепков как Королевский музей Альбертинум в Дрездене (с 1887 находится в перестроенном здании Арсенала), Музей изящных искусств в Москве (ныне – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

С начала 19 в. для художественных музеев стали строить специальные архитектурные сооружения с выставочными залами, оборудованными для нужд экспозиции, запасниками (хранилищами фондов), научными, научно-вспомогательными отделами, реставрационными мастерскими, научной библиотекой, фототекой, фотолабораторией, архивом, лекторием.

Многие музеи и по сей день размещаются в исторических зданиях, составляя с ними единый комплекс: дворцы-музеи в Версале, Ватикане, Фонтенбло, Сан-Суси, Петродворце, Гатчине, Павловске; музеи-усадьбы в Кускове, Останкине, Абрамцеве, Талашкине. В некоторых случаях, по мере увеличения коллекций, к историческому зданию либо пристраиваются современные выставочные павильоны, либо перестраиваются старые дома, примыкающие к музею.

Иногда экспозиция музея размещается прямо под открытым небом: парк скульптур Мидделхейм в Антверпене, сад Миллеса в Стокгольме.

Существует особый вид художественного музея, включающий в себя территорию части города или парка: Ярославово Дворище в Великом Новгороде, музеи-заповедники в Ярославле, Владимире, Ростове, Суздале. Музеи-заповедники хранят и экспонируют памятники архитектуры совместно с произведениями современного им изобразительного (монументального и станкового) искусства, а также декоративно-прикладного.

В последнее время памятники деревянного зодчества перевозят из различных мест, создавая реконструкции национальных селений: Скансен в Стокгольме, Латвийский этнографический музей под открытым небом в Риге, Витославицы под Великим Новгородом.

Комплекс пирамид и храмов Древнего Египта в Гизе, Акрополь в Афинах, римские форумы также причисляются к архитектурным музеям.

Некоторые города считаются городами-музеями: Ассизи (Assisi) и Венеция в Италии, Каркассонн (Carcassonne) во Франции и др.

Во многих городах Италии, Франции, Турции, России, Германии и других стран в действующих церквях, соборах, монастырях, мечетях хранятся прославленные древние памятники религиозного искусства: мозаики, фрески, иконы, скульптура.

Исторический очерк.

История музеев восходит к Древней Греции, где памятники искусства (треножники, вазы) приносили в дар богам и они накапливались в большом количестве при храмах. Храмы хранили произведения искусства, остававшиеся недоступными для широкой публики. Прообразом музея в современном понимании можно считать Пинакотеку в Афинах. Пинакотека (греч. pinakotheke, от pinax – картина, theke – вместилище) – хранилище живописи, находилась вблизи Пропилей – парадных ворот афинского Акрополя (5 в. до н.э.). Вероятнее всего, в афинской Пинакотеке размещались портреты греческих героев. Не только это собрание бесследно исчезло, ни одной картины древнегреческого мастера не дошло до наших дней. Имена художников и описания созданных ими картин известны только по описаниям древних авторов: Плиния Старшего (23–79), Лукиана (ок. 120 – после 180), Филострата Старшего (2 в.) и его внука Филострата Младшего (2-я пол. 3 в.) и др.

Позднее, в эпоху эллинизма, стали зарождаться музейные коллекции, например, Александрийский музей (Мусейон), созданный в 3 в. до н.э. в Александрии Египетской. Александрийский музей представлял собой целый комплекс государственных научных и учебных учреждений, которые контролировались династией Птолемеев и содержались на государственные ассигнования. В комплекс Александрийского музея входили высшая школа, астрономическая обсерватория, анатомический театр, некоторые другие научные учреждения и Александрийская библиотека – богатейшее собрание рукописных книг древности, основанная в начале 3 в. до н.э. двумя первыми государями из династии Птолемеев при участии виднейших ученых и литераторов. Общее количество томов (свитков) в Александрийской библиотеке было около 700 тысяч. Большую часть собрания составляли произведения греческой литературы и науки, но были также и произведения восточной литературы (в переводах). Основной фонд библиотеки погиб в 47 до н.э. во время осады Александрии Юлием Цезарем, оставшаяся часть почти полностью была уничтожена в 391 при разгроме христианами храма Сераписа. По-видимому, при господстве арабов (7–8 вв.), от собрания рукописных книг ничего не осталось.