НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ в Лондоне (National Gallery) хранит более 2200 полотен западноевропейской живописи 13–20 вв., является одним из лучших художественных собраний.

В начале 19 в. в Великобритании произведения искусства были сосредоточены в трех центрах: в Британском музее, основанном в 1753 (см. также БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ); в Далиджской галерее, открытой в 1814 в Далидж-Колледже, частном музее, где была представлена живопись 17–18 вв.; в Королевской академии, основанной в 1768 как учебное заведение и место проведения выставок, не имеющей полотен крупных художников. Назрела необходимость создания национальной пинакотеки. В 1824 Палата общин выделила необходимую сумму для организации музея и для покупки коллекции Дж. Дж. Ангерстайна (38 картин), ставшей основой Национальной галереи.

В мае 1824 картинная галерея была открыта для публики в особняке Ангерстайна на улице Пэлл-Мэлл (Pall Mall). Коллекция нового музея расширялась за счет закупок, пожертвований частных лиц и организаций.

Новое здание музея было построено в 1834–1838 в неоклассическом стиле по проекту архитектора Уильяма Уилкинса на Трафалгар-сквер (Trafalgar Square). Первоначально музей делил помещение с Королевской Академией художеств, переехавшей в 1869 в Берлингтоун-хаус на Пикадилли (Piccadilli). Вслед за расширяющейся коллекцией разрасталось здание музея: постройки производились в 1876, 1887, 1911, в конце 20-х и начале 30-х, 1961, 1975, 1991.

Во время Первой мировой войны галерея не пострадала, но Вторая мировая война нанесла огромные разрушения: 9 авиабомб попали в здание. Картины были заранее эвакуированы. В январе 1946 Национальная галерея вновь открылась для публики.

При размещении экспозиции господствует научный исторический метод показа: картины размещены в хронологическом порядке.

КОЛЛЕКЦИЯ

Итальянская живопись

составляет самый большой раздел собрания. В середине 19 в. директор Галереи Чарльз Истлейк каждый год делал приобретения в Италии. В собрании находятся картины Мазаччо (1401–1428); Паоло Учелло (1397–1475); Фра Филиппо Липпи (1406/1407–1469; Пьеро Делла Франческа (ок. 1415–1492); Андреа Мантенья (1430/1–1506);

Сандро Боттичелли (ок.1445–1510); Пьетро Перуджино (ок. 1450–1524). Галерея обладает двумя картинами Леонардо да Винчи (1452–1519): Мадонна в гроте (ок. 1506) и Мадонна со св. Анной (1508); несколькими картинами Рафаэля Санти (1483–1520): Мадонна Ансидеи (1505–1506), Св. Екатерина Александрийская (ок. 1508), Сон рыцаря (1504–1505), Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем (1509–1510), Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами (Распятие Монд) (1503), Проповедь св. Иоанна Крестителя (ок. 1505) и Микеланджело Буонарроти (1475–1564): Погребение Христа (1497–1498), Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном (Манчестерская мадонна) (ок. 1495).

Достаточно полно представлена живопись 16 в.: Джорджоне (1477/1478–1510): Поклонение волхвов (1503–1504); Тициан Вечеллио (1477(?)–1576): Мужской портретПортрет Ариосто») (1509–1510), Семья Вендрамин (1545–1547), Явление Христа Марии Магдалине (ок. 1511–1612), Мадонна с младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и св. Екатериной (1525–1530), Вакх и Ариадна (1523), Смерть Актеона (1570–1576), Аллегория Благоразумия (1565–1570); Парис Бордоне (1500–1571): Портрет молодой женщины (1549–1545), Дафнис и Хлоя (1538–1540); Паоло Веронезе (1528–1588): серия Коварство, Уважение, Презрение, Счастливый союз (ок. 1575); Семейство Дария перед Александром (1565–1568), Обращение Марии Магдалины (ок. 1550), Поклонение волхвов (1573); Тинторетто (1518–1594): Происхождение млечного пути (1578–1588), Св. Георгий с драконом (ок. 1555).

Среди итальянских картин 17 в. полотна Микеланджело да Караваджо (1573–1610): Встреча в Эммаусе (1601), Соломея с головой Иоанна Крестителя (1607–1610), Мальчик, укушенный ящерицей (1595–1600); Франческо Гварди (1712–1793): Дворец дожей. Венеция (ок. 1770); Антонио Каналетто (1697–1768); Мастерская каменотеса (1727–1728), Праздник св. Роха (ок. 1735), Итонский колледж (ок. 1754), Лондон: интерьер ротонды в Рейнлафе (1754); Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770): Святые Максим и Освальд (ок. 1745), Пир Клеопатры (1740–1750), Аллегория с Венерой и Временем (1754–1758).

Нидерландская живопись.

Наибольшей известностью пользуется полотно Яна ван Эйка (ок. 1390–1441): Портрет четы Арнольфини (1434). В собрании есть и другие его картины: Портрет молодого человекаТимофей») (1432), Человек в красном тюрбане (1433).