Содержание статьи
    Также по теме

    НЕСТЕРОВА, НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА

    НЕСТЕРОВА, НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА (р. 1944), русская художница, мастер живописи, представительница карнавализма.

    Родилась в Москве 23 апреля 1944 в семье архитекторов. В 1962 окончила среднюю художественную школу при Институте имени В.И.Сурикова, в 1962–1968 училась в самом Суриковском институте, где ее главным наставником был Д.Д.Жилинский. Регулярно участвовала в выставках, в том числе молодежных, с 1984 экспонировала свои вещи на Западе (начиная с ФРГ). Испытала большое влияние примитивизма и «наивного искусства» (в особенности живописи Н.Пиросманашвили), из современников на раннюю ее манеру заметное воздействие оказала Т.Г.Назаренко.

    В первой половине 1970-х годов завоевала известность композициями, переиначивающими канон соцреалистической фигурно-сюжетной картины: героико-идиллические сцены труда и отдыха сменились здесь образами некоего заколдованного царства, погруженного в оцепенение или абсурдную маету. Ключевое значение для нее имели в ту пору образы крымских, кавказских и прибалтийских «народных здравниц» и «домов творчества», – ироническая кисть Нестеровой превращала эпизоды размеренного курортно-пляжного быта и «культурных досугов» в своеобразные «поэмы застоя», полные гротескного шарма (циклы Новый Афон, 1977–1978; Паланга, 1979; и др.). С конца 1970-х годов в живописи Нестеровой возобладали темы старинного города или парка – с прохожими, что визуально «путаются» с классическими статуями и архитектурным декором, будучи вылепленными из однородной с ними красочной массы (Дом Гоголя, 1979, Третьяковская галерея; Метро, 1980, Русский музей; серия Летний сад, 1982; Петродворец, 1986, Музей изобразительных искусств, Монреаль). Прежние «курорты» превратились в сюрреальные фантасмагории и маскарады (Ужин, 1990, музей Гуггенхейма, Нью-Йорк). Кардинальную роль получил мотив карточной игры (Карточный домик, 1988, Форум Людвига, Ахен), из карт-ячеек порою слагались все картинные фигуры (серия Нападающие собаки, 1989). Художница все чаще обращалась к форме полиптиха (триптихи Очередь, Манекены; диптих Переход; все работы – 1986, частное собрание, Москва), экспериментировала с фактурой, придавая ей почти рельефную массу и плотность.

    С годами на первый план в ее живописи выходят религиозные мотивы, тоже получившие подобие загадочного маскарада, нарушающего привычные иконографические каноны. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999).

     ИТАР-ТАСС     НАТАЛЬЯ НЕСТЕРОВА (слева) и московская художница Лариса Корнева

    Литература

    Дехтярь А.А. Н.Нестерова. М., 1989