Содержание статьи
    Также по теме

    НИКРИТИН, СОЛОМОН БОРИСОВИЧ

    НИКРИТИН, СОЛОМОН БОРИСОВИЧ (1898–1965), русский художник, мастер живописи, представитель постфутуристического авангарда.

    Родился в Чернигове 21 ноября (3 декабря) 1898 в семье предпринимателя. Занимался в киевском Художественном училище (1909–1914), а затем в частной школе Л.О.Пастернака в Москве и мастерской А.Е.Яковлева в Петрограде. В 1917 вернулся в Киев, посещал школу-студию А.А.Экстер, принимал участие в оформлении города во время революционных празднеств. Служил в Красной армии, войдя вместе с нею в Одессу (1920), после чего добрался до Москвы, где продолжил образование в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). С тех пор жил в столице, за исключением 1929–1930, когда Никритин преподавал в Художественно-педагогическом училище в Рязани, и периода Второй мировой войны, когда он находился в действующей армии.

    Близкий друг К.Н.Редько и С.А.Лучишкина, Никритин был одним из тех авангардистов новой, послереволюционной волны, которые (как и мастера ОСТа) самобытно переосмыслили опыт футуризма, продолжив свои поиски в условиях последовательно усиливающейся цензуры. В 1922 возглавил группу «Метод» («Проекционисты»), сформировавшуюся из его соучеников по Вхутемасу. Принимал активное участие в руководимом Лучишкиным «Проекционном театре» (1923–1929). «Метод», с одной стороны, явился непосредственным преддверием ОСТа, а с другой – двинулся по пути гораздо более радикальных поисков. В декларации группы Никритин заявил: «Художник не производитель вещей потребления (шкаф, картина), а ПРОЕКЦИЙ МЕТОДА – организации материалов... Искусство есть наука об объективной системе организации материалов». Следуя этому манифесту, он представил на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924) системные знаки, а не конечные продукты творчества (т.е. чертежи, фотографии, объемные модели, рукописные теоретические выкладки), тем самым став одним из провозвестников концептуального искусства. Позднее в картине Пролет 17, станок № 52 (1930; все эти опыты не сохранились) этот прием получил почти пародийное развитие: половина картины была отведена живописному изображению ударницы у станка, другую же занял текст об ударничестве.

    Создавал также картины в духе сюрреализма (Прощание с мертвыми, 1926, Третьяковская галерея) и полуабстрактного экспрессионизма (Композиция, 1930, Русский музей; Человек и облако, 1930, Фонд Г.Д.Костаки, Афины). Переносил свои «проекционистские» идеи в музейную практику, обосновав их в цикле статей в «Комсомольской правде» (1929) и осуществив на деле в бытность главным художником Политехнического музея (первая половина 1930-х годов). Написал в этот период ряд экспрессивных настенных панно, в том числе монументальную композицию Старое и новое (1930, Музей искусств Каракалпакии, Нукус). В 1936–1941 работал художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В послевоенные десятилетия создавал добротно-традиционалистские, в целом малооригинальные вещи.

    Умер Никритин в Москве 3 декабря 1965.

    Литература

    С.Б.Никритин (каталог). М., 1969