Содержание статьи
    Также по теме

    НОЛЬДЕ, ЭМИЛЬ

    НОЛЬДЕ, ЭМИЛЬ (наст. фамилия Ханcен) (Nolde, Emil) (1867–1956), немецкий художник, один из лидеров экспрессионизма. Родился 7 августа 1867 в селе Нольде (близ города Тондерн в Северном Шлезвиге, ныне Дания) в крестьянской семье. В детстве покрывал своими рисунками стены сараев и амбаров. Учился на мастера гравюры и резьбы по дереву в художественной школе во Фленсбурге (1884–1889), посещал художественно-промышленное училище в Карлсруэ (1889–1890). Работал на мебельной фабрике в Берлине (1890–1891) и в Музее ремесел в Санкт-Галлене (Швейцария; 1892–1897). Смог продолжить образование, заработав на почтовых открытках с изображениями гор в виде людей-великанов; занимался искусством в Мюнхене и Дахау (1898), а также в парижской академии Р.Жюльена (1899–1900). С 1901 жил в основном Берлине, но также и в Дрездене (1905–1907), где вошел в число членов группы «Мост». Тяготея к вольной природе, с 1911 летние месяцы проводил в родных краях, преимущественно в Утенварфе, а в 1913–1914, проехав по Транссибирской магистрали, совершил морское путешествие в Папуа – Новую Гвинею, бывшую тогда немецкой колонией.

    Самобытный талант Нольде-колориста проявился уже в его ранних постимпрессионистических вещах. Войдя в число ведущих экспрессионистов, завоевал известность картинами, сочетающими традиционные религиозные темы с нарочитым «варварством» грубоватых форм и напряженно-контрастного, по-своему визионерского цветового строя (Сошествие Святого Духа, 1909, частное собрание, Берн; Танец вокруг золотого тельца, 1910, Баварские государственные собрания, Мюнхен; Мария Египетская в александрийском доме терпимости, 1912, Кунстхалле, Гамбург). Проявил себя как выдающийся мастер гравюры на дереве, проникнутой тем же анархическим мистицизмом (Пророк, 1912). Написал немало гротескных городских жанров, но со временем главной стихией его живописи стал пейзаж – яркие и в то же время остродраматичные образы южных морей или северогерманского побережья (Тропическое солнце, 1914, фонд Нольде, Зеебюль).

    Увлеченный демагогически-«почвенными» лозунгами фашистов, Нольде еще до 1933 вступил в Национал-социалистическую партию и участвовал в движении за германизацию датской части Шлезвига. Однако работы Нольде – как и произведения других немецких авангардистов – были вскоре официально причислены к «дегенеративному искусству», «искусству вырождения», изъяты из музеев, проданы за валюту за рубеж либо уничтожены. В 1941 мастера исключили из Имперской палаты искусств, предписав ему «незамедлительно прекратить» занятия живописью. Нольде окончательно оставил Берлин и переселился к Северному морю, где еще в 1927 построил дом-мастерскую в Зеебюле (Гольштейн); почти не выезжал оттуда и после окончания войны и краха нацизма. Там художник продолжал свой религиозный цикл (последней композицией такого рода стал Христос среди книжников, 1951, фонд Нольде, Зеебюль), однако в основном создавал т.н. ненаписанные картины, которые составили огромный корпус акварелей (романтические фантазии, мотивы моря и облаков, цветочные натюрморты), решенных в свободной и темпераментной манере. Издал два тома мемуаров: книги Собственная жизнь (1931) и Годы борьбы (1934); в годы нацизма обе они также подверглись официальному запрету.

    Умер Нольде в Зеебюле 15 апреля 1956; согласно завещанию художника, там был создан его фонд-музей.

    ЭМИЛЬ НОЛЬДЕ. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ.   IGDA               ЭМИЛЬ НОЛЬДЕ

    Литература

    Эмиль Нольде (каталог), б/м, 1990