Содержание статьи
    Также по теме

    НУРАЛИ, БЯШИМ

    НУРАЛИ, БЯШИМ (1900–1965), туркменский художник, основоположник нового искусства Туркмении.

    Родился в ауле Хазыдарк близ Асхабада (современный Ашхабад) 4 (16) января 1900 в семье дехканина Нурали Юсупова. Поскольку он был пятым ребенком, его нарекли Бяшимом (по-туркменски «пятый»), для артистического же псевдонима художник избрал впоследствии имя отца. В юности работал чабаном, возил молоко на городской базар в Ашхабаде. Увлекшись живописью, поступил в Ударную школу искусств Востока (1921), где одним из его наставников был Р.М.Мазель. Сама профессия художника-профессионала стала вызовом традиционному мусульманскому укладу жизни, в которым не было места натуроподобным картинам (об этом его композиция Наказание художника муллами за рисование, 1922, в какой-то мере автобиографическая, поскольку незадолго до ее написания почти все его ранние вещи были уничтожены в родном ауле по велению муллы). Продолжил обучение в московском Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, 1926–1930) у К.И.Истомина и П.В.Кузнецова. Затем вернулся в Ашхабад, где с той поры и жил.

    Не оставляя занятий живописью, служил в 1930–1932 директором студии «Туркменфильм», снялся в роли чабана в фильме Семь сердец (1935, режиссер Н.И.Тихонов). С 1932 – художественный руководитель первой коврово-ткацкой экспериментальной мастерской, организованной по его инициативе. Постоянно работал в содружестве с женой, ковровщицей Амансолтан Нуралиевой. Явился одним из разработчиков типичного для «сталинского классицизма» «тематического ковра» – с портретами вождей и помпезной пестротой трудовых будней и праздников. Однако – и в этом была его самобытность – как живописец сумел сохранить свое творческое лицо благодаря поэтике фольклора и «наивного искусства». Среди характерных вещей Нурали – Курбан-байрам (1923, Музей изобразительных искусств Туркмении, Ашхабад), Туркменский старый быт (1927, Музей искусства народов Востока, Москва), В загсе (1940), Той (праздник) Победы (1946), Сбор коконов (1949), Бахши (женщины-музыкантки) среди чабанов (1964). Написал и немало портретов, орнаментально-красочных и в то же время острохарактерных (А.Нуралиева, 1932; Старик туркмен, 1956; Сын художника, 1960; все работы – в ашхабадском Музее изобразительных искусств Туркмении).

    С юных лет увлекался игрой на дутаре и гиджаке, конструировал новые типы этих народных струнных инструментов. Выступал как поэт, написав в 1920–1930-е годы Туркменские легенды и поэму Халлы и Чопан (которую безуспешно пытался в 1937 издать с собственными иллюстрациями). На открытиях выставок, совещаниях и съездах вместо речей читал обычно торжественные оды. С 1924 активно работал и как педагог (в Ударной школе искусств Востока, а затем в Туркменском художественном училище).

    Нурали погиб в авиационной катастрофе в Каракумах, близ поселка Дарваз, в ночь с 1 на 2 января 1965.

    Литература

    Попов П. Бяшим Нурали. Ашхабад, 1982