Содержание статьи
    Также по теме

    НЬЮМЕН, БАРНЕТТ

    НЬЮМЕН, БАРНЕТТ (Newman, Barnett) (наст. имя Барух) (1905–1970), американский художник, мастер постживописной абстракции (см. также АБСТРАКЦИОНИЗМ). Родился в Нью-Йорке 29 января 1905 в семье эмигранта из Польши, ставшего текстильным фабрикантом. В 1922–1927 изучал искусство в Лиге студентов-художников и философию в Нью-йоркском городском колледже, работал на отцовской фабрике. В 1933 выставил свою кандидатуру на выборах мэра. После краха семейного предприятия (1937) служил учителем в школе. Его круг интересов в те годы был весьма широк – от ботаники и орнитологии до искусства и мифов американских индейцев.

    Лишь сравнительно поздно, в 1940-е годы, окончательно вступил на путь самостоятельного живописного творчества. Ранние вещи, близкие по духу к символизму, проникнуты атмосферой первых дней Творения: в них доминируют мотивы семян, ростков и микроорганизмов. В 1948 Ньюмен нашел свой самобытный абстрактный стиль, покрывая холсты ровными, практически монохромными красочными тонами и обеспечивая пространственное напряжение яркими вертикальными полосами типа застежек-«молний». Картины с «молниями» (Обещание, 1949; Тундра, 1950; обе работы в частных собраниях, Нью-Йорк; Адам, 1951–1952, Галерея Тейт Модерн, Лондон) – с их цветовым и композиционным аскетизмом, пришедшим на смену буйной живописности абстрактного экспрессионизма, – открыли новый рубеж беспредметного искусства. С годами в работах Ньюмена усилились мистико-созерцательные настроения, изначально проступавшие в некоторых причудливых, практически непереводимых названиях (цикл Onement, с 1948). В 1958–1959 он написал известнейшую свою серию, цикл полотен Этапы Крестного пути (Stations of the Cross, Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк), представляющую собой развернутую инсталляцию, которая охватывает зрителя со всех сторон своими нарочито «немыми» плоскостями, чья тревожная ритмика выражается все теми же лаконичными вертикалями.

    Позднее все активнее экспериментировал с краской, вводя – наряду со своим излюбленным монохромом – разнообразные цветовые зоны и усложненные контрасты. В 1960-е годы обратился и к скульптуре, создав несколько монументальных, строго геометризованных композиций из стали (Сломанный обелиск у Капеллы Ротко в Хьюстоне, 1963–1967; и др.).

    Умер Ньюмен в Нью-Йорке 4 июля 1970.

    БАРНЕТТ НЬЮМЕН. СЛОМАННЫЙ ОБЕЛИСК у Капеллы Ротко в Хьюстоне, 1963–1967    Mary Ann Sullivan, www.bluffton.edu~sullivan