Содержание статьи
    Также по теме

    ОБЕР, АРТЕМИЙ (АРТУР) ЛАВРЕНТЬЕВИЧ

    ОБЕР, АРТЕМИЙ (АРТУР) ЛАВРЕНТЬЕВИЧ (1843–1917), русский художник, мастер скульптурной анималистики, представитель романтизма и модерна.

    Родился в Москве 10 марта 1843 в семье обрусевшего француза, управляющего Конторой императорских театров. Сперва учился на медицинском факультете Московского университета, затем посещал петербургскую Академию художеств в качестве «вольноопределяющегося» (1864–1865). Продолжил художественное образование в парижской Рисовальной школе (1865–1870), где его наставником был выдающийся скульптор-анималист А.Л.Бари. Работал в Париже в 1894–1899, отливая свои вещи в керамической мастерской Биго. Участвовал в выставках «Мира искусства». Жил преимущественно в Петербурге.

    В качестве финального материала обычно предпочитал бронзу. Выдвинулся как мастер «кабинетной» малой пластики. Наряду с изображениями животных создавал типажно-этнографические фигуры разных народностей (Туркмен на коне, Бретонка; обе работы – 1880-е годы, Третьяковская галерея). Однако уже в ряде ранних работ (Лев, пожирающий газель, 1892, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург; и др.) проявил яркие задатки монументалиста, автора крупных и динамичных образов. Выступил в числе реформаторов романтической пластики, усилив в ней иррационально-стихийное начало, непосредственно переходящее в искусство модерна. Среди характерных произведений Обера – Борзая с лисицей (1881), Бык-победитель (1885), Волк (1900). Зрелыми образцами русского символизма являются его керамические композиции: блюдо с головой Горгоны, Морское чудище, блюдо с головой льва (все – 1898), а также бронзовая аллегорическая группа Бедствие (отлив начала 1890-х годов по оригиналу 1889; все – в Русском музее) – с задрапированной Смертью, несущейся на двух фантастических зверях.

    Как монументалист исполнил, в частности, фигуру коня для киевского памятника Б.М.Хмельницкому (работы М.О.Микешина; 1888) и декоративные скульптуры московского Бородинского моста, выстроенного к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 (архитектор Р.И.Клейн; 1912).

    Умер Обер в Петрограде в 1917.

    См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

    Литература

    Самойлов А.Н. А.Л.Обер. – В кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина 19 в., т. 2. М., 1971