Содержание статьи
    Также по теме

    ОСМЕРКИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

    ОСМЕРКИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1892–1953), русский художник, мастер живописи, представитель группы «Бубновый валет».

    Родился в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина) 26 ноября (8 декабря) 1892 в семье чиновника-землемера. Занимался в Киевском художественном училище (1909–1911) под руководством Н.К.Пимоненко, а затем в школе-студии И.И.Машкова в Москве (1912–1913). Был членом объединений «Бубновый валет», «Общество московских художников» и АХРР. Жил в основном в Москве, часто наезжал в Ленинград.

    Как и все «бубновалетцы», испытал сильное влияние П.Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Если в ранних его вещах доминирует кубистически-«натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920; Натюрморт с черепом, 1921; обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е.Т.Барковой (жены художника), 1921; там же). Позднее в его образах, как и в живописи Р.Р.Фалька, главенствующую роль обретает цветовая стихия – при общей сдержанности и тонкой тональной оркестровке красочного слоя. Писал в основном камерные портреты и натюрморты, неброские по композиции, задумчиво-созерцательные пейзажи (Ветлы у пруда, 1925; Мойка. Белая ночь, 1927; оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927, Русский музей) или казенными портретами передовиков. В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска; конец 1940 – начало 1950-х годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н.А.Удальцовой, 1948, Третьяковская галерея).

    Успешно выступал и как художник театра – в ленинградском Большом драматическом (1937), а во время эвакуации в Казанском драматическом (1943), – однако эпохальных вещей в этой области не создал. В 1918–1948 много работал как педагог – в Свободных художественных мастерских (позднее – Высшие художественно-технические мастерские, Вхутемас), ленинградской Академии художеств и Московском художественном институте имени В.И.Сурикова.

    Умер Осмеркин в Москве 25 июня 1953.

    Литература

    А.А.Осмеркин. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников. М., 1981