Содержание статьи
    Также по теме

    ОСТРОУХОВ, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ

    ОСТРОУХОВ, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ (1858–1929), русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер.

    Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Однако, познакомившись с С.И.Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Систематического художественного образования не получил, но в 1882–1884 посещал петербургскую студию П.П.Чистякова. Пользовался также советами И.Е.Репина, В.Д.Поленова, В.А.Серова. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве.

    Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И.И.Левитана. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея), изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887; обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей).

    Продавал свои картины П.М.Третьякову, был его другом и советчиком. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С.Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. не имевшую себе равных. Как выдающийся знаток древнерусского искусства входил в комиссии по реставрации соборов Кремля и других средневековых памятников. Коллекция, размещавшаяся в его доме, была после революции национализирована, самого же Остроухова утвердили в должности пожизненного ее хранителя. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И.С.Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В.Д.Поленова и Русский музей.) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти, используя старые этюды.

    Умер Остроухов в Москве 8 июля 1929.

    Литература

    Кудрявцева С.В. И.С.Остроухов. Л., 1982