Содержание статьи
Также по теме

ПАЛАЦЦО ПИТТИ

ПАЛАЦЦО ПИТТИ (Pitti) – художественный музей во Флоренции. Большую часть помещений дворца занимает картинная, т.н. Палатинская галерея (Galleria Palatina), в основу которой положена коллекция герцогов Медичи. Здесь же размещены несколько музеев: Музей серебра, Музей костюма, Музей карет, Галерея современного искусства. Галерея Питти и примыкающие к нему парки («Сады Боболи») – уникальный историко-художественный ансамбль.

История коллекции

Уффици и Питти тесно связана с династией Медичи – правителей Флоренции. Особенный размах коллекционирование приобретает при Лоренцо Великолепном (1449–1492), когда в собрание попадают античные вазы, камеи, монеты, мелкая пластика, античная скульптура, произведения современных художников. Ряд городских восстаний (в 1494, 1512, 1527) разорили эти коллекции. Но с 1530, вернувшиеся во Флоренцию герцоги Медичи снова обратились к собирательству. Коллекции расширялись за счет закупок, завещаний, браков правителей Флоренции (произведения искусства в качестве приданого присоединялись к флорентийским собраниям).

Дворец Питти был построен по проекту Филиппо Брунеллески (1377–1446) по заказу Луки Питти. В 16–17 вв. дворец неоднократно перестраивали. В середине 16 в. он был куплен супругой Козимо I Медичи (1519–1574). С 1558 по 1577 архитектор Бартоломео Амманати (1511–1592) перестроил дворец, превратив его в светскую резиденцию. Одновременно по проекту Бернардо Буонталенти (1536–1608) был разбит один из первых в Европе архитектурных парков – Сады Боболи.

В 17 в. дворец Питти становится жилой резиденцией герцогов Медичи, что привело к очередным перестройкам. Туда перевозят часть коллекции, прежде находившуюся в «гардеробной» резиденции герцогов – Палаццо Веккио.

В 17 в. по приказу Фердинанда II Медичи (1610–1670) были предприняты последние перестройки дворца Питти: залы второго этажа превратили в барочную анфиладу, украшенную росписями (плафоны Пьетро да Кортона, 1640–1647). В середине 17 в. в парадных залах анфилады (залах Венеры, Аполлона, Марса, Юпитера, Сатурна) разместилась герцогская коллекция. Это событие считается основанием галереи Питти. В отличие от музея Уффици, который в 1737 стал собственностью государства, галерея Питти оставалась личной коллекцией флорентийских монархов и была недоступна публике. Однако картины часто перемещали из Уффици в Питти, и наоборот.

В 1828 герцог Леопольд II (1797–1869) открыл галерею для посетителей, но лишь в 1911 коллекция перешла в государственную собственность.

Сейчас Палатинская галерея занимает около 20 залов верхнего этажа дворца.

Коллекция.

Питти сохраняется как историко-культурный дворцовый ансамбль. Входящие в него полотна великих мастеров остаются на тех местах, как в то время, когда во дворце жили его владельцы. Картины являются частью декора залов, какая-либо система их группировки (по национальным школам, эпохам и др.) здесь отсутствует. В экспозиции музея сохранился принцип дворцовой, декоративной развески картин, где главным критерием является формат, сюжет, цвет полотен.

В собрании Питти живопись 15 в. представлена лишь единичными картинами. Здесь преобладают большие монументальные полотна великих итальянских мастеров 16–17 вв, а также живопись фламандской школы 17 в., что соответствующие парадному характеру помещений бывшей резиденции правителей Тосканского герцогства.

Среди ранней итальянской живописи выделяются картины Чимабуэ (упоминается 1272–1302): Мадонна с младенцем на троне с двумя ангелами и святыми Франциском и Домиником; Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469): Мадонна с младенцем и сцены из жизни Марии (ок. 1452);

Сандро Боттичелли (1444/5–1510): Портрет юноши в красном берете (ок. 1470), Портрет молодой женщины (1475–1480); Филлиппино Липпи (ок. 1457–1504): Коронование Марии (1441–1447), Мадонна с младенцем и эпизоды из жизни св. Анны (ок. 1452); Пьетро Перуджино (ок. 1450–1523): Оплакивание Христа (1495), Мария Магдалина (ок. 1496–1500), Мадонна с мешком (конец 1490-х).

В галерее особенно полно представлено творчество Рафаэля Санти (1483–1520): Мадонна под балдахином (ок.1506), Портрет Аньоло Дони (ок.1506), Портрет Мадалены Дони (ок.1506), Донна Гравида (ок. 1506),

Мадонна дель Грандука (ок.1506), Портрет кардинала Бернардо Довици да Бибиека (ок.1506), Портрет кардинала Томмазо Ингирами (ок. 1511), Видение Иезекииля (1510-е), Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле) (ок. 1516), Донна Велата (Дама под покрывалом) (1512–1516), Женский портрет («Беременная») (ок. 1506), Мадонна дель Импанната (ок. 1514).

Сложностью композиционных приемов отличаются картины маньеристов: Якопо Понтормо (1494–1556/7): Поклонение волхвов (ок. 1519–1520), Мученичество св. Маврикия и 11 тысяч святых (ок. 1530–1531);

Бронзино (1502–1572): Портрет Гвидобальдо делла Робере (ок. 1530–1532).

Прекрасно представлен в собрании Тициан Вечеллио (1477 или 1485/90–1576): Портрет Винченцо Мости (ок. 1520–1525), Мария Магдалина (ок. 1536), Женский портрет, так называемый «La Bella» (ок. 1536), Портрет Ипполито Риминальди (ок. 1540–1545), Портрет Пьетро Аретино (1545), Концерт (ок. 1512–1513), Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (1533), Портрет дворянина («Молодой англичанин») (ок. 1540–1545).

Украшением собрания являются картины Якопо Тинторетто (1518–1594): Портрет Веченцо Дзено (1560–1570), Диана и Эндимион, Афина и Арахна (ок. 1543–1544), Портрет дворянина в меховом плаще (1550–1555) и Паоло Веронезе (1528–1588): Портрет дворянина в меховом плаще (ок. 1565), Крещение (1580–1585).

Итальянская живопись 17 в. представлена картинами Микеланджело Караваджо (1571–1610): Спящий Амур (1608), Кавалер мальтийского ордена (1609); Аннибале Карраччи (1560–1609): Христос во славе со святыми Петром, Иоанном Евангелистом, Марией Магдалиной и Эрменгильдом мучеником, а также с Одоаро Фарнезе (ок. 1597); Гвидо Рени (1575–1642): Вакх (1615–1620), Умирающая Клеопатра (1639), Христианское милосердие (ок. 1620); Сальватора Розы (1615–1673): Морской пейзаж с башнями (ок. 1640), Закат на море (ок. 1640), Битва (1670), Двуличие (ок. 1650), Сломанный мост (ок.1640), Роща философов (ок. 1645).

Фламандская школа представлена картинами Питера Пауля Рубенса (1577–1640): Четыре философа (1611–1612), Одиссей на острове феаков (1630–1635), Следствия войны (1638), Возвращение с полей (1636–1640), Святое семейство со св. Елизаветой (ок. 1615), Воскресший Христос (1616), Три грации (ок. 1628–1630); Якоба Йорданса (1592–1678): Нептун создает коня (1640–1650); Антониса ван Дейка (1599–1641): Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623), Женский портрет (ок. 1622), Портрет английского дворянина (ок. 1635), Отдых на пути в Египет (ок. 1630); Якоба Рейсдаля (1628/29–1682): Пейзаж с водопадом (ок. 1670).

Немногочисленные полотна испанской школы принадлежат кисти таких крупнейших мастеров как Хусепе Рибера (ок. 1591–1652): Франциск Ассизский (1643), Мученичество св. Варфоломея (1628–1630); Франсиско Сурбаран (1598–1664): Св. Антоний Аббат (ок. 1636); Диего де Сильва Веласкес (1599–1660): Конный портрет Филиппа IV, короля Испании (1629–1631), Водонос из Севильи (1619–1622); Бартоломе Эстебан Мурильо (1618–1682): Мадонна с младенцем (ок. 1650), Мадонна с четками (ок. 1650–1655);

Франсиско Гойя (1746–1828): Портрет тореодора Педро Ромеро (ок. 1797).

Нина Байор

Литература

Галерея Питти. Флоренция. – Изобразительное искусство, М., 1971
Hale J.R. Florence and the Medici. – Thames and Hudson, Leipzig, 1977
Мина Грегори. Уффици и Питти. Живопись галерей Флоренции. – MAGNUS EDIZIONI SpA, UDINE, ITALIA, 1999