Содержание статьи
    Также по теме

    ПЭН, ИЕГУДА (ЮРИЙ) МОИСЕЕВИЧ

    ПЭН, ИЕГУДА (ЮРИЙ) МОИСЕЕВИЧ (1854–1937), художник, мастер живописи и педагог, одна из ключевых фигур «еврейского ренессанса» в белорусском искусстве первой трети 20 в.

    Родился в Новоалександровске (ныне Зарасай, Литва) 24 мая (5 июня) 1854, рано осиротел. С 1867 работал подмастерьем маляра в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия). В 1879 отправился в Петербург, в следующем году поступив в Академию художеств, где учился в классе П.П.Чистякова. По окончании Академии (1886) сменил несколько мест жительства (Двинск, Рига, имение барона Н.Н.Корфа – на полпути между Витебском и Двинском), пока не обосновался в Витебске (1891). В 1892 открыл здесь частную Школу рисования и живописи, которая стала первым в России еврейским художественным училищем, прежде всего в силу того, что евреи составляли более половины населения Витебска.

    Однако исторически-этапное значение этой школы заключалось не только в национальном составе учеников (большинству из которых получить нормальное художественное образование на территории Российской империи помешала бы пресловутая квота, ограничивавшая прием «инородцев»), но и в самом характере его искусства и, следовательно, преподавания. Базируясь на бытописательском романтизме в духе немецкой дюссельдорфской школы и русских «передвижников», Пэн прививал ученикам любовь к характерным особенностям национального житейского уклада, подавая пример собственными жанрами (Развод, 1907). Важную роль в его живописи занимали также типажные портреты (Старый портной, начало 1910-х годов; Часовщик с газетой, 1914) и автопортреты. Любовно выписывая детали, он часто стилизовал свои вещи под классику «рембрандтовского» 17 в. Среди учеников Пэна были Л.М.Лисицкий, М.З.Шагал и С.Б.Юдовин.

    Революция отразилась лишь в названиях его вещей, стилистически прежних (Сапожник-комсомолец, 1925). Радикальные перемены в системе витебского художественного образования, осуществленные Шагалом и К.С.Малевичем в период «Уновиса» (1919–1922), привели к тому, что Пэн, критически относившийся к авангарду, оказался не у дел, хотя Шагал сперва и выделил ему мастерскую в своем Народном художественном училище. Выйдя на пенсию, был удостоен в 1925 (окружным съездом рабочих и крестьянских депутатов) звания «Почетного еврейского художника». Продолжал активно работать как живописец (Автопортрет с музой и Смертью, 1934; все – Художественный музей Белоруссии, Минск).

    Пэн был убит у себя дома в Витебске вечером 28 февраля 1937. Официальное следствие признало виновными в убийстве старого художника (с целью ограбления) его близких родственников, однако обстоятельства и самого преступления, и следствия до сих пор остаются во многом загадочными.

    Литература

    Казовский Г. Иегуда Пэн и его ученики. М., 1993