Содержание статьи
    Также по теме

    ПЕРЕТЯТКОВИЧ, МАРИАН МАРИАНОВИЧ

    ПЕРЕТЯТКОВИЧ, МАРИАН МАРИАНОВИЧ (1872–1916), русский зодчий, органично соединявший в своем творчестве черты историзма и модерна.

    Родился 23 августа (5 сентября) 1872 в местечке Усичи Волынской губернии. Окончил петербургский Институт гражданских инженеров (1901) и Академию художеств (1906), где учился у Л.Н.Бенуа. Еще студентом был приглашен архитектором Г.В.Барановским к работам по декоративной отделке магазина Г.Г.Елисеева в Москве (1898–1901); участвовал также (в 1898–1900) в постройке Московского музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и (в 1901–1903) в оформлении отеля «Метрополь»; там по его эскизам были выполнены изящные кованые решетки балконов.

    Модерн постоянно сочетался в творчестве Перетятковича со средневековыми (чаще всего романскими) мотивами, а также с чертами неоклассики, неоренессанса и «русского стиля». Среди его произведений: дом дешевых квартир на 2-й Мещанской улице (1908–1910; реальное его строительство вел архитектор Т.Я.Бардт), комплекс домов Северного страхового общества на Ильинке (1909–1911; совместно с И.И.Рербергом и В.К.Олтаржевским; оба – в Москве), величественно-суровый банк Вавельберга на Невском проспекте в Петербурге (1910–1912). В некоторых его работах неоклассические и неороманские мотивы соединились с поздним модерном, плавно переходящим в «проторационализм»; этот рационализм обеспечивался размеренным ритмом крупных окон (в комплексе Северного страхового общества) или столь же четко ритмованной конструкцией интерьеров, порою (как в операционном зале банка Вавельберга) объединяющих два этажа.

    Особой живописностью выделялся храм Спаса-на-водах на набережной Новоадмиралтейского канала (1910–1911; разрушен в 1932), выстроенный как мемориал моряков, погибших в русско-японской войне, но также и как музей (в отдельном помещении тут экспонировались документы военных действий и фотографии погибших воинов); образцом этого здания, щедро украшенного скульптурой, послужил Дмитровский собор во Владимире. По проектам Перетятковича были также созданы неороманский костел в Ковенском переулке (1908–1909; совместно с Л.Н.Бенуа), неоренессансный доходный дом страхового общества «Саламандра» на Гороховой улице (1908–1909), неоклассицистское здание Русского торгово-промышленного банка на Б.Морской (1912–1914), «проторационалистское» Министерство торговли и промышленности на набережной Макарова (1914–1915; все в Петербурге); неоклассицистский Государственный банк в Ростове-на-Дону (1912–1914) и неорусский храм-усыпальница великого князя Олега Константиновича в усадьбе Осташево в Московской области (1916).

    Много работал как педагог (в Технологическом институте в Москве, Академии художеств и др.). Скончался 22 мая (4 июня) 1916 в Киеве.

    Нина Байор

    Литература

    Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1978
    Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000