Содержание статьи
    Также по теме

    ПЕРСЬЕ, ШАРЛЬ

    ПЕРСЬЕ, ШАРЛЬ (Percier, Charles) (1764–1838) и ФОНТЕН, ПЬЕР (Fontaine, Pierre) (1762–1853), французские архитекторы и дизайнеры, работавшие вместе и вошедшие в число основоположников стиля ампир.

    Персье родился в Париже 22 августа 1764 и познакомился с Фонтеном (родился в Понтуазе, Иль-де-Франс, 20 сентября 1762) в 1780, во время занятий в парижской студии А.-Ф.Пейра. В 1786–1791 изучал античность в Риме, где тогда жил и Фонтен. Их активное сотрудничество началось в период работы художниками парижской Оперы (1792–1796).

    В 1799 их принял в Мальмезоне (под Парижем) Наполеон, тогда первый консул, доверив им переделку Эспланады инвалидов близ одноименного дома в «Елисейские поля павших воинов», где были бы выставлены различные трофеи, в том числе и художественные (замысел этот не был осуществлен). Позднее они обновили для Жозефины Бонапарт, супруги Наполеона, убранство Мальмезонского дворца (1800–1802) и с той поры им доставались многие самые престижные заказы; Фонтен к тому же с 1801 занимал должность правительственного архитектора. В 1809 Александр I поручил мастерам посылать ему обзоры наполеоновских архитектурно-декоративных новшеств, что они и делали в 1810–1815, создав огромный графический цикл (ныне хранящийся в петербургском Эрмитаже в 13 альбомах).

    Среди их произведений наиболее известна триумфальная арка на площади Каррузель в Париже (1806–1807), повторяющая структуру арки Септимия Севера в Риме. Изначально арка композиционно связывала дворцы Лувр и Тюильри (Персье и Фонтен внесли большой вклад в реконструкцию этих дворцов, однако большая часть этих работ не сохранилась). Мастера заново оформили также Елисейский дворец в Париже (1816), загородные дворцы в Сен-Клу (1801–1804), Фонтенбло (1804–1807), Компьене (1806), Лекене (под Брюсселем, 1803) и Аранхуэсе (под Мадридом; 1800-е годы). Эти декоративные ансамбли, которые должны были придать наполеоновскому правлению антично-римское (и по возможности археологически точное по отношению к древним прототипам) величие, отличаются своим синтетически-целостным обликом, звучным колоризмом и прохладной элегантностью.

    В годы Реставрации (после 1814) Персье работал в основном как педагог (в собственной рисовальной школе), Фонтен же реализовал немало самостоятельных неоклассических проектов, среди которых выделяется Искупительная капелла в Париже (Chapelle Expiatoire, 1816–1826), и продолжил реставрационные работы в Лувре и других дворцах. Мастера внесли также большой вклад в историографию искусства, издав (в 1807 и 1810) описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени, а также увражи: Дворцы, дома и другие современные здания, нарисованные в Риме (Palais, maisons et autres édifices modernes dessinés а Rome, 1798), Свод типов внутреннего декоративного убранства, включающий все, что касается мебели (Recueil de décorations intérieures comprenant tout ce qui a rapport а l'ameublement, 1801), Подборка славнейших вилл Рима и его окрестностей (Choix des plus célébres maisons de plaisance de Rome et de ses environs, vol. 1–2, 1809–1813), Триумфальная арка Тюильри, воздвигнутая в 1806… (Arc de Triomphe des Tuileries érigé en 1806…, 1827), Резиденции правителей: параллель между многими резиденциями правителей Франции, Германии, Швеции, России, Испании и Италии (Résidence de souverains: Parallиle entre plusieurs résidences de soverains de France, d`Allemagne, de Suиde, de Russie, d'Espagne et d'Italie, 1835).

    Умер Персье в Париже 5 сентября 1838, Фонтен – в Париже 10 октября 1853. Посмертно были изданы Обзор парижских монументов, посланный Фонтеном императору России (Journal des monuments de Paris envoyй par Fontaine а l'empereur de Russie, 1912) и огромный дневник Фонтена, который он вел с 1799 (1982).

          ШАРЛЬ ПЕРСЬЕ и ПЬЕР ФОНТЕН. Триумфальная арка на площади Каррузель. Париж