Содержание статьи
    Также по теме

    ПИЗАНЕЛЛО

    ПИЗАНЕЛЛО (Pisanello) (1395–1455), итальянский живописец, рисовальщик и медальер. Пизанелло был одним из главных представителей искусства поздней готики в Северной Италии, а также непревзойденным мастером портретных медалей.

    Антонио Пизанелло родился близ Вероны в 1395, учился в северной Италии и испытал влияние Стефано да Дзевио, Альтикьеро и Джентиле да Фабриано. Работал при дворах Гонзага, д'Эсте, Висконти и Сфорца – от Милана до Неаполя. Получал заказы от папской курии и неаполитанского короля Альфонса V. К сожалению, все выполненные им росписи залов и капелл во дворцах его заказчиков погибли. Сейчас Пизанелло известен по шести или семи сохранившимся живописным композициям, миниатюрным портретам на медалях и ярким, очень детальным рисункам. Пизанелло умер в Риме в 1455.

    Фреска Св. Георгий и принцесса (1435–1438, Верона, церковь Санта Анастазиа) является прекрасным образцом стиля Пизанелло. Сцена трактована скорее как пышное шествие придворных, а не как драматический эпизод. Персонажи одеты в богато расшитые костюмы и помещены на фоне пейзажа с животными, городом с чудесными дворцами, величественной процессией конных рыцарей, виселицей и морем. Каждая деталь выписана столь же тщательно, как в натурных зарисовках Пизанелло с изображениями животных, птиц, голов и фигур. В отличие от таких тосканских художников, как Мазаччо и Андреа дель Кастаньо, Пизанелло мало интересовался недавно изобретенными приемами перспективных построений, ценя точность в передаче деталей более, чем их согласованность в рамках единой композиции. Его живопись близка к изображениям с готических гобеленов.

    Сохранившиеся портреты кисти Пизанелло – профильные, выполненные с легкой светотеневой моделировкой, например, портреты Джиневры д'Эсте (1436–1438, Лувр) и Лионелло д'Эсте (1441, Бергамо). В композицию портрета включены такие детали, как бабочки и цветы; благодаря этому создается чисто декоративное изображение, не осложненное психологическими нюансами.

    Медали Пизанелло представляют большую ценность прежде всего благодаря точному портретному сходству с изображенными на них людьми – знаменитыми современниками художника. В основе этих портретов лежат произведения древнеримского медальерного искусства. Обычно с одной стороны медали (на аверсе) помещали профильное изображение головы заказчика в окружении девиза, а с другой (на реверсе) – сцену, прославляющую одну из добродетелей или демонстрирующую одно из его славных деяний. После Пизанелло ни один другой мастер медальерного искусства не достигал такого мастерства в построении композиции и столь блестящей лаконичности и ясности.

     IGDA/G. Dagli Orti     ПИЗАНЕЛЛО. ПОРТРЕТ ПРИНЦЕССЫ Д'ЭСТЕ. Ок. 1433. Лувр, Париж.

    Литература

    Майская М.И. Пизанелло. М., 1981