Содержание статьи
    Также по теме

    ПОКРОВСКИЙ СОБОР, ЧТО НА РВУ

    ПОКРОВСКИЙ СОБОР, ЧТО НА РВУ (собор Василия Блаженного) в Москве, памятник русской архитектуры эпохи Ивана Грозного, возведенный в память покорения Казанского ханства. Вернувшись из победоносного похода в 1553, царь приказал поставить в Москве деревянный храм на посаде, на Красной площади, которая к тому времени стала центральной площадью столицы (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ). В 1555–1561 зодчими Бармой и Постником на месте деревянного строения был возведен каменный храм. Новый собор на площади уравновесил комплекс построек Кремля с его соборами и колокольней Ивана Великого и приобрел значение главного городского храма.

    Архитектурная композиция Покровского собора складывается из девяти самостоятельных церквей, утвержденных на едином основании, предоставлявшем возможность переходить из храма в храм. Каждая церковь получила освящение в связи церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы (высота 47,9 м). Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.

    Первоначальная композиция Покровского собора была уникальна для древнерусского зодчества. Наружный объем собора был составлен из четырех больших восьмигранных столпов, ориентированных по сторонам света, четырех квадратных в плане церковок, расположенных между столпами, и центральной башни, перекрытой шатром. Основным композиционным элементом являлся столпообразный храм, прототипом для которого послужила колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. В целом здание собора выглядело группой башен, симметрично расставленных вокруг средней, играющей роль центральной оси всей композиции. Композиционная роль западной башни была подчеркнута при помощи направленных к ней лестничных всходов. Этот прием превращал западную часть здания в его переднюю лицевую сторону, выявляя главное значение оси запад-восток, по которой расположены храмы-приделы Входа в Иерусалим, Покрова и Троицы. Целью направленного движения становился восточный Троицкий столп, который, таким образом, принимал на себя роль алтаря всего собора, тогда как западный придел Входа в Иерусалим служил «преддверием» Покровского собора. Восьмигранные храмы-столпы были поставлены прямо на землю, тогда как малые кубические приделы покоились на открытом гульбище, стоящем на арках. Благодаря этому приему создавалось впечатление, будто они парили в воздухе. Перед малыми приделами были образованы более широкие площадки галереи. Широкие части галереи, поставленные на арки, сменялись узкими отрезками, расположенными над компактными частями нижних ярусов столпов. Лестничные марши вели к порталам столпообразных храмов, каждый из которых имел четырехъярусную структуру. Все столпы уменьшались снизу вверх четырьмя небольшими уступами. Нижний ярус был глухой, цокольный. Стены второго яруса были прорезаны дверными проемами, ведущими внутрь приделов. Третий ярус был выделен остроконечными фронтонами, в полях которых размещены крупные окна. Четвертый ярус был образован восьмигранным барабаном под куполом и отделен от третьего яруса зоной декоративных кокошников. Несмотря на обилие декоративных деталей, первоначальный облик собора был строгим. Его стены были расписаны «под кирпич», а главы покрыты белой жестью.

    Новаторские по своей природе архитектурные формы собора были призваны отразить сложные теологические концепции, рожденные эпохой. Исследователи архитектуры Покровского собора не раз подчеркивали, что это был не просто обетный храм, а его замысел не исчерпывался благодарением за казанскую победу. Современники свидетельствуют о том, что Покровский собор, с одной стороны, осмыслялся как символ небесного града – Горнего Иерусалима, который был воплощен в нем через образы жизнерадостной, праздничной, «райской» архитектуры, а с другой стороны, как образ земного Иерусалима, соединявшегося с образом и реалиями Храма Гроба Господня. Именно Иерусалимом называют собор иностранцы, посетившие в 16 в. Московию и оставившие записки о своих путешествиях. В 16–17 вв. в праздник Входа Господня в Иерусалим к собору Покрова на рву, как к Иерусалиму, из Кремля направлялась торжественная процессия, возглавляемая патриархом, восседавшим на осляти, которого вел в поводу сам государь.

    Уже в конце 16 в. первоначальный облик собора претерпел первые изменения. Строгие шлемы церквей-башен были заменены вычурными фигурными главками. В 1588 в северо-восточном углу собора возвели церковь над могилой погребенного там знаменитого московского юродивого Василия Блаженного (название этого придела впоследствии перешло на весь собор). В 1672 симметрично ему построили церковь в честь другого юродивого по прозванию Иоанн Большой Колпак. В 1680-е годы трехпролетная звонница собора приобрела вид обычной для 17 в. шатровой колокольни. Открытое гульбище покрыли сводами, а лестницы и крыльца – рундуками. К 17 в. относится и полихромная раскраска стен собора. Последняя в сильной степени ослабила строгую структуру форм первоначального храма.

    В 1918 Покровский собор одним из первых был взят под государственную охрану. В 1920 храм был передан обновленческой церкви. В 1923 он получил статус музея, несмотря на то, что до 1929 в нем еще совершались службы. В 1928 Покровский собор стал одним из филиалов Государственного Исторического музея.

     www.archi.ru     ПОКРОВСКИЙ СОБОР. Красная площадь. Москва

    Литература

    Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины 16 в. М., 1980
    Брунов Н.И. Покровский собор. М., 1988
    Баталов А.Л., Вятчанина Т.Н. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образа в русской архитектуре 16–17 вв. – Архитектурное наследство. Вып. 36. М., 1988