Содержание статьи
    Также по теме

    ПОЛЕНОВА, ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА

    ПОЛЕНОВА, ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА (1850–1898), русская художница, мастер декоративного дизайна, одна из основоположниц стиля модерн в русском искусстве.

    Родилась в Петербурге 15 (27) ноября 1850. Младшая сестра художника В.Д.Поленова. Училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (ОПХ; с 1864) у И.Н.Крамского, затем в парижской школе-студии Ш.Шаплена (1869–1870), частной мастерской П.П.Чистякова (1870–1877) и снова в петербургской школе ОПХ (1878–1880). В 1880 работала в мастерской керамиста А.Е.Егорова в Париже. Участвовала на выставках «Товарищества передвижников» и «Мира искусства». С 1882 жила преимущественно в Москве.

    В 1881–1882 вела класс керамики в Рисовальной школе ОПХ. Активный участник Абрамцевского художественного кружка (с 1882), оформляла спектакли Русской частной оперы С.И.Мамонтова (с 1885), руководила абрамцевской столярно-резчицкой мастерской. Создавала эскизы для керамики, мебели, вышивок, возрождая и развивая характерные приемы крестьянского фольклора. Формируя «русский стиль» как особую сферу искусства модерна, стремилась (по ее собственным словам из письма к брату; 1886) «выразить связь почвы с выросшими на ней произведениями». Образцами такого рода модернистской почвенности явились ее собственные иллюстрации к сказкам, разделяющиеся на два цикла: относительно добродушный и спокойный «абрамцевский» (1886–1889; акварельные рисунки к Войне грибов с пародийно-«былинным» текстом самой художницы, а также сказкам Иванушко-дурачок, Избушка на курьих ножках, Морозко и др.) и последующий «костромской», более условно-декоративный и драматичный (Сынко Филиппко, Сорока-ворона, Злая мачеха, Козлихина семья, Дурачок и дурочка и др.).

    Как живописец-станковист писала социальные жанры в духе передвижников и национально-романтические образы (Иконописная мастерская 16 столетия, 1887, Третьяковская галерея). Наиболее же ее честолюбивые замыслы, идеи «фантастико-мистических» картин о русском Средневековье, остались в виде эскизов (Видение Бориса и Глеба воинам Александра Невского, Князь Борис перед убиением; обе работы – ок. 1896, Русский музей). Черты классического символизма усилились в ряде поздних ее вещей, проникнутых черной меланхолией (цветной офорт Страх, 1893–1895; незаконченная акварельная картина Змий (Зверь), 1898, Третьяковская галерея).

    Умерла Поленова в Москве 7 (19) ноября 1898.

    Литература

    Сахарова Е.В. В.Д.Поленов, Е.Д.Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964
    Белоглазова Н.М. В.Поленов и Е.Поленова в Абрамцево. Л., 1980