Содержание статьи
    Также по теме

    ПРИМАЧЕНКО, МАРИЯ ОКСЕНТЬЕВНА (АВКСЕНТЬЕВНА)

    ПРИМАЧЕНКО, МАРИЯ ОКСЕНТЬЕВНА (АВКСЕНТЬЕВНА) (1908–1997), украинская художница, мастер живописи, представительница «наивного искусства».

    Родилась в селе Болотня (Киевская губерния) 20 декабря 1908 (2 января 1909) в крестьянской семье. Отец ее был сиротой-приемышем, «приймой», отсюда прозвище, ставшее фамилией. В результате нервного потрясения (или болезни типа полиомиелита), пережитого в детстве, на всю жизнь осталась увечной, с парализованной ногой, и ходила с костылем. Дебютировала как живописец тоже в детстве, расписывая домашнюю печь цветными глинами. Попутно стала даровитой вышивальщицей; с 1925 посещала кружок художественного шитья в районном центре Иванково. Постоянно изобретала новые узоры и композиции, которые широко воспроизводились в округе. В 1935 была приглашена в новообразованные Центральные художественные мастерские при Всеукраинском государственном музее в Киеве. Занявшись здесь также и росписью по керамике, работала в мастерских до начала войны. Продолжала жить в основном в Болотне.

    С годами произведения Примаченко, напоминающие раппортную прорись для вышивки или настенной «малевки», все явственней обретали черты самоценной картины (написанной обычно акварелью и гуашью по бумаге или картону). Эти звонкие по цвету, узорчатые образы слагались в серии, порой привязанные к какой-то актуальной теме («кукурузная» и «космическая» серии 1960-х годов), но чаще воспроизводящие бесконечный поток свободной авторской фантазии. Наиболее известны так называемые «болотнянские звери», местные (собаки, быки, сороки), экзотические (крокодилы, слоны, львы, попугаи) либо сказочные (невиданные Горботрус, Волезаха, Смихородя и т.д.). Примаченко часто снабжала свои картины пространными надписями-присказками, варьирующими фольклор либо известные литературные мотивы (так, первую строку стихотворения Т.Г.Шевченко «Я пас овечек за селом» она превратила в «нескладуху» с мельницей, где «мололи звери»). С 1968 иллюстрировала детские книги (Ой, коники-сиваши и др.), иногда с собственными текстами (Товче баба мак, 1970).

    Журналистский бум вокруг Примаченко (с 1960-х годов) породил стереотип об ее искусстве как сплошной «симфонии радости». На деле же наследие художницы изобилует вещами, где вопреки внешней мажорной пестроте доминирует поэтика сатиры, либо вещами абсурдно-сюрреального мифологизма, благодаря которым эти произведения непосредственно примыкают к стилистике «ар брют» (таковы, к примеру, картины Обезьяна, волк и лиса (с обезьяной-судьей; 1950-е годы, Музей украинского народно-декоративного искусства, Киев) или Лев с гадюкой на прогулке, 1975, Музей народной архитектуры и быта, Киев). Не создав персональной школы (единственным ее прямым учеником был сын, родившийся в 1941, мастер «наивного искусства» Ф.В.Примаченко), она оказала большое влияние на украинскую профессиональную живопись второй половины 20 в., способствуя сложению тенденций карнавализма.

    Умерла 18 августа 1997, похоронена в Болотне.

    Литература

    Островский Г.С. Добрый лев Марии Примаченко. М., 1990